В последнее время многие компании сталкиваются с запросами банков, направляемых в соответствии с Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ о противодействии легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Банки вправе отказать в совершении операции, если операция покажется им подозрительной, заблокировать счет клиента и запросить у него оправдательные документы.

Нашего клиента «заподозрил» Банк «Тинькофф».

01 марта 2017 все операции по счету клиента были приостановлены, от менеджера Банка «Тинькофф поступил запрос о предоставлении документов в течение сегодняшнего и завтрашнего дня (!).

Напомним, что Банк «Тинькофф» позиционирует себя на рынке как «онлайн-банк», т.е. нигде кроме Москвы нет операционного отделения, и все общение с сотрудниками банка происходит в электронном виде.

В установленный срок пакет документов был предоставлен банку. Менеджер банка сообщил, что документы их не устроили, однако официального ответа в адрес клиента не поступило. Следует отметить, что срок рассмотрения документов банком никак не регламентирован. Клиент вступил в переписку. Все это время операции по счету были приостановлены. На счету «застряли» 1,3 млн. руб.

Выяснить, что именно не устроило банк, устранить недостатки в документах, донести недостающие, предоставить какие-либо пояснения о своей деятельности и совершаемых операциях не представлялось возможным – некуда и не с кем! Менеджер Банка «Тинькофф» настойчиво рекомендовал клиенту закрыть счет как единственное приемлемое действие в сложившейся ситуации.

Клиент принял решение закрыть счет. Но получить деньги с расчётного счета оказалось не просто. Перевести куда-либо возможности нет, т.к. банк заблокировал счет. Для того чтобы снять наличные, нужно приехать в отделение банка в Москве (!). В общем, пришлось отправлять за деньгами «гонца» с доверенностью.

И тут клиента ждал еще один сюрприз. Банк списал комиссию за закрытие счета в размере 10 % от суммы остатка на счете, т.е. практически 130 тыс. руб. (!). На этом терпение клиента закончилось...

Поясним, что спорная комиссия была удержана не в момент совершения «подозрительных» операций, а именно тогда, когда директор общества подал заявление о закрытии расчетного счета и снятии наличных денежных средств.

Как выяснилось в Банке «Тинькофф» предусмотрена комиссия в размере 10 % от остатка средств на расчётном счете в случае закрытия счета в связи с не предоставлением либо ненадлежащим предоставлением клиентом документов и информации, запрошенных в силу Закона № 115-ФЗ.

Защищая интересы своего клиента в суде, мы доказывали, что установление и взимание Банком комиссии недопустимо и противоречит целям Закона № 115-ФЗ, поскольку фактически направлено не на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, а на неосновательное обогащение банка за счет клиента. Кроме того, в данной ситуации Банк не дал клиенту официального ответа по итогу рассмотрения документов, и клиент закрыл счет по собственной инициативе.

Результат рассмотрения спора в суде: первая и апелляционная инстанции признали списанную комиссию неосновательным обогащением банка и обязали вернуть ее клиенту.

А у нас вместе с клиентом сформировалось устойчивое мнение по отношению к Банку «Тинькофф» как к банку, «помогающему» в развитии малому бизнесу.