Существует множество техник, как вести переговоры и достигать в них своих целей. Абсолютно не отрицая важность владения хорошими переговорными навыками,поговорим о том, как защитить свои интересы с помощью новых юридических инструментов.

Уже с 1 июня 2015 г. предприниматели смогут применять новые правила ведения переговоров, установленные Гражданским кодексом РФ.

В основу переговорного процесса закладывается принцип добросовестности. Стороны, вступая в переговоры о заключении договора, в ходе проведения переговоров, а также после их завершения, независимо от того, удалось ли заключить договор, обязаны действовать добросовестно.

Как видим, добросовестным нужно быть на всех стадиях переговорного процесса.

В таком случае, какие действия переговорщиков могут считаться недобросовестными?

Недобросовестным поведением является:

1) осознанное вступление в переговоры без намерения заключить соглашение. Например, вызов на крупные переговоры в другой город, когда приглашающая сторона изначально не имела намерения заключать договор;

2) предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в т.ч. умолчание об обстоятельствах, которые для другой стороны имели бы значение для принятия решения. Например, несообщение кредитору информации о том, что предлагаемое в залог оборудование в целях обеспечения займа ранее уже было заложено другому кредитору. При этом в реестре уведомлений о залоге движимого имущества эта информация тоже отсутствует.

3) внезапное и неоправданное прекращение переговоров, когда вторая сторона это не ожидала и не могла ожидать. Например, на завтра стороны назначили подписание договора, однако один из участников переговоров не является на встречу, а позже уведомляет, что утратил интерес к сделке.

Для того чтобы конкретизировать, что именно стороны будут понимать под добросовестным ведением переговоров, можно заключить специальное соглашение о порядке ведения переговоров. Подписание такого соглашения будет особенно полезно в крупных переговорах, а также в переговорах между участниками, которые изначально занимают неравное положение.

В соглашении, помимо прочего, можно предусмотреть порядок распределения расходов на ведение переговоров, а также установить неустойку за нарушение взаимных договоренностей.

По сути, в соглашение можно заложить программу ведения переговоров, обязательства сторон по предоставлению информации, возможность привлечения специалистов для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, заранее предусмотреть порядок оплаты услуг таких специалистов, чем стороны будут руководствоваться при согласовании цены, предусмотреть последствия разных вариантов развития событий и т.п. В каких-то ситуациях продавец будет готов покрыть все расходы будущего покупателя, связанные с приездом к месту нахождения актива в целях его осмотра и проведения переговоров, что также может найти свое отражение в соглашении.

Кроме того, в соглашении удобно сразу предусмотреть, какая именно информация для сторон является конфиденциальной, установив запрет на ее распространение, и, помимо общего правила, установленного законом, об обязанности возместить убытки, причиненные распространением конфиденциальной информации, предусмотреть иную «денежную» ответственность за такое недобросовестное поведение стороны.

Основным способом защиты от недобросовестного поведения участника переговоров закон предусмотрел взыскание убытков. В данном случаеубытками будут признаваться расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.

Кроме того, как указывалось выше, в соглашении о ведении переговоров стороны могут предусмотреть неустойку за определенные нарушения. Это еще один плюс в пользу заключения соглашения, которое предоставляет сторонамбОльшую свободу в определении последствий недобросовестного поведения и, соответственно, в бОльшей степени защищает интересы пострадавшей стороны.

В новых правилах об обязательствах, которые вступают в силу с 1 июня 2015 г., много других, не менее значимых для предпринимателей положений: полезных, не очень полезных, спорных, откровенно не ясных и т.п.

Приглашаем обсудить самый спорный блок поправок в ГК РФ на практическом семинаре

«Новые правила ГК РФ об обязательствах: практическое руководство»,

который состоится 26 мая 2015 г.на площадке Центра развития бизнеса СБ РФ.

Как зарегистрироваться?

По телефонам: +7 (351) 216-04-06, +7 952500-19-55, по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
На сайте: Новые правила ГК РФ об обязательствах: практическое руководство