Во исполнение Послания Президента Федеральному собранию РФ началась активная работа по деофшоризации российской экономики. Соответствующий пакет законопроектов подготовлен для внесения в Госдуму. Цель поправок – борьба с уклонениями от уплаты налогов. По данным разработчиков порядка 10 трлн. руб. каждый год проходят через оффшорные компании.

Изменения предполагаются в несколько нормативных актов.

Первый из них – Налоговый кодекс РФ. Суть поправок заключается в том, чтобы поставить налоговую политику налогоплательщика под полный контроль налоговых органов. Предлагается обязать налогоплательщика разрабатывать налоговую политику на каждый финансовый год, а затем согласовывать и регистрировать ее в налоговом органе. Налоговый орган должен выдать письменное заключение об отсутствии в планируемых сделках признаков злоупотребления правом в виде незаконной налоговой оптимизации. Только после этого налогоплательщик сможет руководствоваться принятой налоговой политикой. Очевидно, что в этом случае компаниям больше не удастся исправлять ситуацию «задним числом» в случае возникновения спора с налоговой. Кроме того, велик риск, что налоговый орган «зарубит» все помыслы и «красивые схемы» налогоплательщика на корню, а для того чтобы изменить структуру группы компаний, построить новую схему взаимоотношений и т.п., потребуется очень серьезное обоснование разумности этих действий и наличия деловой цели.

Не секрет, что большинство претензий налоговых органов по результатам налоговых проверок сводятся к получению компаниями необоснованной налоговой выгоды. Если раньше предприятия в таких случаях отстаивали свои интересы в арбитражном суде, то теперь получение необоснованной налоговой выгоды может стать основанием для привлечения виновных лиц, и в первую очередь руководителя предприятия, к уголовной ответственности. Соответствующие изменения предлагается внести в Уголовный кодекс РФ. Таким образом, незаконная налоговая оптимизация с использованием оффшорных компаний и номиналов в скором будущем может стать основанием для привлечения к уголовной ответственности. А в качестве одной из мер наказания в этих случаях предлагается использовать конфискацию имущества.

Желающим вести деятельность через оффшоры намереваются «перекрыть кислород» в части возможности получить госконтракты. Так, оффшорные компании не смогут участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (изменения в Закон о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). А Бюджетный кодекс РФ предполагается дополнить положениями о том, что государственные и муниципальные гарантии обуславливаются регистрацией принципала в российской юрисдикции.

Продолжается тема раскрытия бенефициарных владельцев, начатая еще в прошлом году Федеральным законом № 134-ФЗ, которым были внесены изменения в 19 нормативных документов.

Для юридических лиц - участников бюджетного процесса – раскрытие информации о конечных бенефициарах станет обязательным. Другие юридические лица обязаны будут раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании при проведении аудита.

Но и это еще не все. Цель выявления бенефициаров – возможность привлечения их к имущественной ответственности. Соответствующие изменения также уже запланированы.

Параллельно продолжается тенденция возложения контроля за компаниями на кредитные организации. Предлагается обязать банки отказывать в открытии счета и осуществлении банковских операций клиентам с высокой степенью риска.

Ольга Попова,
управляющий Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»
появились вопросы?
пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., звоните: (351) 216-04-06