КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕКЛАМА, ЧТОБЫ У ФАС НЕ ВОЗНИКЛО ВОПРОСОВ?

В условиях рыночной экономики реклама занимает одно из ведущих мест в целях продвижения товаров, работ, услуг. Именно она настраивает маркетинговые коммуникации, даёт информацию о желаемом объекте, создаёт и поддерживает интерес покупателя.

Следует помнить, что размещение рекламы должно соответствовать установленным законом требованиям. За несоблюдение таких требований можно легко угодить в «лапы» антимонопольного органа, который осуществляет государственный надзор в указанной сфере и привлекает к ответственности (ст. 14.3 КоАП РФ). Штрафы, к примеру, достигают порядка 500 тыс. рублей.

 

Так что же следует знать о рекламе?

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) отмечается, что реклама должна быть добросовестной (п. 1 – 4 ч. 2 ст. 5) и достоверной (п. 1 – 20 ч. 3 ст. 5). Данные признаки присущи легальной рекламе как важнейшему инструменту продвижения на рынке, способствующему развитию здоровой конкуренции.

Закреплённого определения добросовестной и достоверной рекламы в законе нет, поэтому хочется привести некоторые примеры, какая реклама таковой не является:

Примеры недобросовестной рекламы:

– «Настоящие сухарики корочками не назовут» - не допускается возможность распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации (п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе);

– комиссия ФАС России признала нарушившими Закон о рекламе ООО «Лаки», Благотворительный фонд «Олимп» и ОАО «Футбольный клуб «Спартак Москва». Под видом благотворительного фонда «Олимп» осуществлялась реклама букмекерской конторы с тем же названием и логотипом, схожим до степени смешения (п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе).

Примеры недостоверной рекламы:

– «Потому что лучшая… Люкс Вода» - рекламный лозунг может сформировать у потребителей впечатление, что рекламируемая питьевая вода обладает преимуществами перед продукцией конкурентов в целом (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе);

– «Убивает микробы на 100%» - приведенное заявление о том, что рекламируемый объект «Убивает микробы на 100%», с очевидностью, не может соответствовать действительности, а значит, вводит потребителя в заблуждение. В случае же, если предположить, что эффективность товара действительно соответствует заявленной, это должно быть подтверждено объективными исследованиями (п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Статья 5 Закона о рекламе представляет собой общие требования к рекламе, но при этом существует и множество специальных. Например, статья 6 направлена на защиту несовершеннолетних от злоупотребления их доверием и недостатком опыта. Лозунг «Деда Мороза нет, а скидки есть» может дискредитировать родителей, учителей и всех остальных лиц, которые убеждают ребёнка в существовании Деда Мороза.

Таким образом, при создании проекта рекламы следует «пошуршать» страницами закона, чтобы не привлечь к себе внимание ФАС, либо обратиться за консультацией к профессионалам.

Кроме того, важны и требования к распространению рекламы. Сегодня наружная реклама располагается на зданиях, транспортных средствах и даже на крышах и асфальте. Следует помнить, что установка рекламных конструкций должна происходить на основании договора с собственником объекта (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе).

Не везде можно разместить рекламу. В соответствии с п. 6 - 7 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться ближе, чем сто метров от зданий детских, образовательных, медицинских и иных учреждений, определенных данной статьёй.

Следует отличать рекламу от вывески. Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования. Это вывеска.

Кроме того, согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» № 58 от 08.10.2012 не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Это лишь малая часть требований, о которых хотелось бы рассказать. Законодатель строго урегулировал сферу распространения рекламы в целях поддержания здоровой конкуренции, защиты потребителя от некачественной, нарушающей закон рекламы. Поэтому следует ответственно подходить к решению вопроса о размещении желаемой рекламы, чтобы успешно зарекомендовать товар, услугу, бренд и так далее на рынке, а также обезопасить себя от санкций со стороны государства.

Реклама – это искусство, так давайте создавать его вместе.