В настоящее время на рассмотрении Правительства Российской Федерации находится проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В первую очередь данный документ важен для работников, так как основной его целью является защита права работников на заключение трудовых договоров и получение соответствующих трудовых и социальных прав и гарантий.

Вносимые в законодательство поправки призваны воспрепятствовать уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами.

Действительно, в настоящее время в нашей стране получила весьма широкое распространение практика уклонения работодателей от заключения трудовых договоров с работниками. В лучшем случае для оформления отношений между сторонами заключают гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг. При этом работнику фактически отказывают в его трудовых и социальных правах, он не пользуется трудовыми и социальными гарантиями, которые должны быть ему предоставлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.37), законодательством о труде и об обязательном социальном страховании.

В еще более бесправном положении оказываются лица, выполняющие работы (или оказывающие услуги) без оформления возникших отношений каким-либо договором вообще, а также лица, с которыми трудовой договор не оформляется в связи с допуском их к работе не уполномоченными на то лицами.

Для исключения подобных нарушений авторы законопроекта предлагают внести ряд изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Закон РФ №1032-I от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Федеральный закон от 25.06.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Изучив содержание данного документа, мы решили поделиться своими мыслями относительно предлагаемых изменений.

В целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей предложенным законопроектом предусмотрена возможность признания наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, либо не связанными никаким формальным договором. При этом критерием должно являться наличие признаков трудовых отношений, которые закреплены в статьях 15 и 56 ТК РФ. Признание указанных отношений трудовыми будет осуществляться судом либо государственной инспекцией труда. Кроме того, предлагается ввести прямой запрет на фактическое допущение к работе без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя, а также норма о возмещении работнику морального вреда в случае введения его в заблуждение при допуске к работе.

Рассмотрим положения законопроекта подробнее. Статьи 16 и 67 ТК РФ предлагается дополнить следующим: трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции (кроме работодателя или его представителя). Данное положение, на наш взгляд требует доработки. Дело в том, что в этих случаях допуск к работе может быть осуществлен слишком широким кругом лиц, без учета интересов работодателя. Кроме того, в Трудовом кодексе отсутствует какое бы то ни было определение «организационно-распорядительных функций».

В настоящее время допуск к работе работника без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции изначально является нарушением ТК РФ, поэтому дополнение к ст.61 ТК РФ представляется излишним.

Аналогичный вывод можно сделать и анализируя ст.237 ТК РФ. Здесь предлагается внести дополнения в основания для возмещения морального вреда работнику, фактически допущенному к работе без ведома или поручения работодателя, а также определении размера причитающихся ему выплат. Однако в настоящее время ТК РФ уже содержит гарантию судебной защиты прав работника на компенсацию морального вреда во всех случаях его причинения работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе при необоснованном отказе в заключении трудового договора.

Таким образом, положения, касающиеся оснований возмещения морального вреда, снова дублируются.

В предлагаемой редакции п.3 ст.8 Закона о занятости населения установлен запрет для государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации заключать с лицами, ищущими работу, трудовые договоры с целью передачи (предоставления) их для использования их личного труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям. Но на самом деле данная функция Законом для данных государственных учреждений в настоящее время и не предусматривается. Установление же каких-либо запретов в отношении негосударственных организаций по содействию в трудоустройстве населения в части заключения ими трудовых договоров с гражданами, ищущими работу, не относится к правовому регулированию Закона о занятости населения.

Дополнение, предлагаемое для внесения в ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о равных правах иностранных работников и граждан Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, установленных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в том числе в части оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, защиты от дискриминации в сфере труда, в настоящее время уже содержится в ст.11 ТК РФ: «На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

В то же время, в самом действующем законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» все же предусмотрен ряд ограничений трудовых прав иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Например, по общему правилу иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в случае, если он получил разрешение на работу, в то время как для гражданина Российской Федерации это требование не установлено.

Еще пример на эту тему. В соответствии со ст.3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо, в том числе от места жительства. При этом в ст.13 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что, например, временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему было выдано разрешение на работу. Как в данном случае будут соотноситься между собой положения рассматриваемых законодательных актов, пока не ясно.

В случае принятия данного законопроекта также будет усилена ответственность работодателя за уклонение от заключения трудового договора, а КоАП РФ дополнен соответствующей новой статьей 5.27.1, предусматривающей наложение на работодателя административного штрафа в случае его уклонения от заключения трудового договора с работником.

Вместе с тем, ТК РФ и в настоящее время также предусматривает обязательное заключение трудового договора с работником, поэтому уклонение работодателя от заключения трудового договора уже и сейчас является нарушением трудового законодательства и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Разница лишь в том, что новая статья КоАП РФ предусматривает другие размеры административных штрафов.

Вероятно, при разработке данного законопроекта законодатели исходили из того, что дублирование различных положений в многочисленных законодательных актах позволит снизить количество нарушений в области трудового законодательства, в том числе, в области уклонения от заключения трудовых договоров, признании трудовых отношений, оформленных договорами гражданско-правового характера, а также приведет к спаду в распространении дискриминационного отношения со стороны работодателей к трудовым мигрантам.

Конечно, критиковать кого-либо гораздо легче, чем самому разрабатывать документ. Тем не менее, в спорах и обсуждениях рождается истина. Тема, разрабатываемая в данном документе, безусловно, важна и социально значима. Главное, чтобы все предлагаемые изменения и дополнения были согласованы между собой и отвечали поставленным целям законопроекта.

Анна Лукина, руководитель Практики трудовых отношений и кадрового учета Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»