28 июля 2012 года был принят Федеральный закон N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". Этим документом были дополнены законодательные акты, регулирующие, в частности, занятость населения, защиту прав потребителей, социальное обеспечение, регистрацию прав на недвижимое имущество, регистрацию актов гражданского состояния, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д.

В основном изменения коснулись не процедуры оказание юридических услуг, а предоставления государственных и муниципальных услуг, которые наряду с действующими государственными органами теперь будут оказываться многофункциональными центрами.

Принятие данного закона обусловлено стремлением законодателя упростить порядок предоставления государственных и муниципальных услуг населению, избавить граждан от огромных очередей "за справками ради справок", привести систему "одного окна" в действие - человек сможет сделать все необходимое в одном месте. Закон стал естественным развитием законодательства в этой сфере, в частности, Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым был упрощен порядок предоставления заявителем документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг. С 1 июля 2011 органы, предоставляющие населению услуги, не вправе требовать от обратившихся граждан информацию и документы, которые имеются в распоряжении у других государственных или муниципальных органов.

Вновь принятый закон идет по пути дальнейшего упрощения действующего порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в выше перечисленных сферах посредством их оказания через многофункциональные центры. Такие центры будут осуществлять межведомственные запросы необходимой информации, а также выполнять иные функции, в том числе, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, предоставление земельных участков в собственность граждан, получение адресных справок и др.

В настоящее время субъектах РФ ведется активное открытие многофункциональных центров, оказывающих услуги в различных сферах по принципу "одного окна". Так, в ноябре 2011 года начал свою работу многофункциональный центр в г. Челябинске (адрес: у. Труда, д. 164), который на сегодняшний день оказывает 46 видов государственных услуг. Также многофункциональные центры открыты в таких городах Челябинской области как: Верхний Уфалей, Златоуст, Копейск, Магнитогорск, Снежинск, Троицк и т.д.

Если подробней остановиться на деятельности многофункциональных центров (МФЦ) - центров реализации принципа "одного окна", стоит отметить следующее.

По сути, как ранее и планировалось, государством принимаются меры, направленные на упрощение жизни - все юридически значимые действия можно будет сделать быстро, в одном месте и без очереди. Принципом "одного окна" создается возможность для граждан решать все "значимые" вопросы, сохраняя массу времени и нервов.

Спектр предоставляемых многофункциональными центрами услуг на сегодняшний день довольно велик и постоянно растет. При каждом центре работает call-центр, в котором позвонивший может узнать об интересующей его услуге. Кроме того, действует система электронной очереди в окна.

Стоимость услуг, оказываемых многофункциональными центрами, не отличается от размера оплаты за услуги, предоставляемые Росреестром, ИФНС и другими органами. Кроме того, факт уплаты государственной пошлины может быть подтвержден посредством системы государственных и муниципальных платежей. Фактически это означает, что необходимость предоставления квитанции или платежного поручения об оплате государственной пошлины за какую-либо услугу отпадает.

Безусловно, место, где можно получить любую справку, совершить сделку, оформить права на недвижимость, в общем, сделать все необходимое - это очень удобно. Однако возникает вопрос: насколько принцип одного окна будет действенным?

Представляется, что если все можно сделать в одном месте, то каждый сочтет более правильным и удобным направиться именно туда. Но если все желающие пойдут в многофункциональные центры, то очередей от массового наплыва желающих, естественно, не миновать.

Принцип "одного окна" правильнее было бы называть принципом "одного здания". В многофункциональном центре предусмотрено около 50 различных окон, где можно получить ту или иную услугу. Кстати говоря, по личному опыту стоит отметить, что вопрос с очередями также пока остается нерешенным - количество окон в многофункциональных центрах изобилует, а вот количество работников, к сожалению, нет. Так что, вероятность долгого ожидания в очереди за получением, скажем, выписки из ЕГРП все-таки присутствует.

Тем не менее, кажется, что плюсов от происходящих изменений в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг гораздо больше, чем минусов. Государство поступательно выполняет свое обещание - избавить от очередей и беготни по инстанциям. Надеемся, что в конце указанного пути все поставленные задачи будут решены, и настанет конец бумажной волоките.

Попова Ольга Игоревна, управляющий Консалтинговой компании "Лигал Эксперт"