Федеральная налоговая служба внесла изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденную приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297).

Изменения, в частности, коснулись общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые налоговые органы используют в процессе отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок.

Так, теперь таким критерием является не только непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, но и непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, а также наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. Т.е., если компания, например, в ходе камеральной проверки не спешит представить документы, ссылаясь на их кражу, можно ожидать выездной налоговой проверки, при этом инспекция вполне может «помочь» восстановить документы, запросив их у контрагентов, и посчитать все неуплаченные налоги.

Кроме того, необеспечение компанией сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.) само по себе является критерием включения компании в план проведения выездных налоговых проверок.

Изменения коснулись и критерия отбора по выплате заработной платы. Если раньше критерий ограничивался ситуациями выплаты среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации, а иную информацию налоговики «брали на заметку», то теперь налоговый орган при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок официально будет учитывать также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию. Таким образом, отныне заявления работников о выплате «серой» заработной платы и неоформлении с ними трудовых отношений становятся официальным основанием для включения компании в план проведения выездных налоговых проверок. Для работодателей лишний повод подумать о грамотном и своевременном оформлении отношений с работниками (см. Кадровая документация, Постановка и ведение кадрового учета, Восстановление кадрового учета, Трудовые споры).

Кроме того, с учетом 2011 г. изменены среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов по основным видам экономической деятельности и показатели рентабельности. Отклонение от указанных показателей может стать причиной повышенного внимания со стороны налоговых органов и, соответственно, привести к включению организации в план выездных проверок. Ежегодно, не позднее 5 мая, среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков должны быть определены и размещены на официальном интернет-сайте ФНС России.

Попова Ольга Игоревна, управляющий Консалтинговой компании "Лигал Эксперт"