А Вы знаете как уволить директора правильно?

Как показывает практика, при смене директора даже у опытного кадровика начинается волнение: все ли я правильно делаю?

Кто подпишет приказ об увольнении, заверит запись в трудовой книжке? Получив первую порцию адреналина, кадровик приступает к оформлению нового пакета документов: трудовой договор, приказ о приеме на работу, личная карточка Т-2… А ведь руководитель – это работник с особым статусом, а значит, от того, как оформлены документы зависит и настоящее, и будущее компании.

Должность директора подразумевает под собой большую ответственность. Поэтому вопрос о том, когда именно новый директор вступает в должность, когда со старого директора снимаются все полномочия (в том числе и ответственность), очень важен.

Существует расхожее мнение: уволить сам себя директор не может. Причем сторонники этой позиции даже приводят в качестве ее подтверждения судебную практику, например: Определение Верховного суда РФ от 22.05.2018 № 308-ЭС18-544 по делу № А32-6519/2017.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться.

Согласно пп.3 п.3 ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении. Закон не содержит исключений из списка работников, приказы об увольнении которых подписывает руководитель.

Статья 84.1 Трудового кодекса РФ также определяет, что день увольнения считается последним рабочим днем работника. Это правило распространяется и на руководителя компании. Все полномочия сохраняются за ним вплоть до расторжения трудового договора. Это значит, что приказ о своем увольнении, составленный в последний рабочий день или ранее, директор вправе подписать самостоятельно.

Что же касается вышеназванного судебного решения, то для начала необходимо было бы его изучить. А суть его в следующем: бывшего директора действительно привлекли к ответственности, но не за то, что он сам на себя подписал приказ об увольнении. Претензии проверяющих органов вызвал тот факт, что бывший руководитель забрал трудовую книжку и не оставил об этом подписи в Книге учета движения трудовых книжек, а также сам на себя издал приказ об увольнении в момент, когда он уже не имел на это полномочий. Именно это привело к штрафу, который компания посчитала убытками от действий бывшего руководителя и обратилась в суд для взыскания с него этой суммы, а не сама по себе подпись в приказе.

Таким образом, если прежний директор подпишет приказ о своем увольнении в свой последний рабочий день, а получив на руки трудовую книжку с записью об увольнении, распишется об этом в Книге учета движения трудовых книжек, с точки зрения соблюдения требований законодательства все будет правильно.

Тем не менее, еще есть позиция Роструда (письмо от 11.03.2009 г. № 1143-ТЗ) по данному вопросу. Роструд не опровергает вышеназванный порядок увольнения, но предлагает свою рекомендацию по оформлению записи в трудовую книжку бывшего руководителя: «При увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника. Таким образом, если собственниками имущества не установлен иной порядок ведения трудовой книжки в отношении руководителя организации, запись об увольнении руководителя может заверить его работодатель, заключавший с ним трудовой договор, в 4 графе следует указать решение собственников и заверить печатью организации».

Третьим вариантом развития событий может быть передача полномочий по подписанию кадровых документов на увольнение бывшего директора:

  • по доверенности (может быть выдана любому лицу);
  • приказом по организации (подходит только для работников);
  • путем внесения изменений, предусматривающих право подписи кадровых документов, в должностную инструкцию одного или нескольких работников организации.

Какой бы вариант из трех Вы не выбрали, главное оформить все документы строго по закону. Ведь нарушение трудового законодательства даже для бывшего директора может повлечь за собой последствия в виде взыскания убытков, которые понесло общество от недобросовестных действий уволенного работника.

Подводя итог, перефразируя классика скажем: «Уж сколько раз твердили миру…», что при правильном оформлении кадровых документов вы избежите и трудовых споров с работниками, и претензий от контролирующих органов!

Руководитель Практики трудовых отношений

и кадрового делопроизводства ООО Консалтинговая компания "Лигал Эксперт"

Анна Ахметова

 Возникли вопросы?  Звоните: 8 (351) 202-03-62.  Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Разберем вашу конкретную ситуацию