Самым распространенным средством индивидуализации, с помощью которого юридическое лицо может привлечь внимание к своему товару, а также к оказываемым работам и услугам, является товарный знак. Правильно подобранный и зарегистрированный товарный знак дает возможность сформировать легко узнаваемый бренд и использовать его в целях успешного продвижения на рынке аналогичных товаров, работ и услуг.

Регистрация товарного знака весьма тяжелый и кропотливый процесс для лица, не обладающего специальными познаниями, однако в данной статье речь пойдет не о регистрации.

Сегодня мы рассмотрим такую ситуацию, когда товарный знак уже зарегистрирован, его охрана уже осуществляется, но обладатель товарного знака узнает, что его право на этот знак нарушается другими участниками оборота.

Такая ситуация является типичной в современных экономических реалиях. Многие недобросовестные участники оборота, как и в случае с фирменным наименованием, в попытке заработать себе имя и материальные блага, пренебрегают нормами ГК РФ и используют в качестве индивидуализации своего товара (работы, услуги) товарные знаки, права на которые им не принадлежат, тем самым принося законным правообладателям убытки.

Использования чужих товарных знаков один из видов недобросовестной конкуренции. Помимо убытков и упущенной выгоды правообладатель несет и другие риски в случае, если недобросовестный субъект незаконно использует товарный знак. Такое недобросовестное использование может также дискредитировать правообладателя, нанести вред его деловой репутации, привлечь внимание государственных органов.

Так как же правообладателю защитить свое право на товарный знак?

Следует отметить, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

В случае нарушения прав на товарный знак, правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Самым распространенным способом защиты прав на товарный знак является предъявление требования к нарушителю о возмещении убытков либо выплаты компенсации. Важно обратить внимание, что правообладатель по своему усмотрению выбирает один из этих способов, одновременного взыскания и убытков, и компенсации закон не предусматривает.

Расчет размера убытков может производиться следующими способами:

1) рассчитывается прибыль, полученная нарушителем от продажи товаров с незаконной маркировкой. Таким образом определяется размер упущенной выгоды, которую можно взыскать с нарушителя;

2) производится расчет платежей по возможному лицензионному договору, который мог бы быть заключен с правообладателем товарного знака. В этом случае сумма, которую получил бы правообладатель от действия такого договора, также является его упущенной выгодой.

Размер компенсации предусмотрен ч. 4 ст. 1515 ГК РФ и определяется:

1) в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В большинстве случаев правообладатели требуют от нарушителя взыскания компенсации ввиду того, что доказать размер понесенных убытков намного сложнее.

Помимо гражданской ответственности, российским законодательством предусмотрена также административная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ и услуг (ст. 14.10 КоАП РФ) и даже уголовная ответственность, но уже в том случае, если такое противоправное деяния являлось неоднократным и причинило крупный ущерб правообладателю.

В настоящее время правообладатели товарных знаков все чаще сталкиваются с ситуациями, когда их права нарушаются. Это связано с тем, что недобросовестная конкуренция становится одним из способов, а в некоторых случаях видом заработка хозяйствующих субъектов. В связи с этим вопрос о защите права на товарный знак приобретает все большую актуальность. В настоящее время действующее законодательство предлагает разные способы защиты прав на товарные знаки, которые являются весьма эффективными.

Даниил Тюпич,

помощник юрисконсульта

Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»

Возникли вопросы? Звоните: 8 (351) 202-03-62.

Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Разберем вашу конкретную ситуацию