31 декабря 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ внесены изменения в Закон контрактной системе № 44-ФЗ.

Изменения вступают в силу поэтапно: с 01.01.2018, с 01.07.2018 и с 01.01.2019.

Остановимся на наиболее значимых из них.

1. Переход на электронные процедуры проведения закупок

С 01.07.2018 открытые закупки (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион), запрос котировок, запрос предложений) заказчики смогут проводить в электронной форме. А с 01.01.2019 это уже станет не правом, а обязанностью. В законе появились две новые статьи 24.1. и 24.2.

Новые правила не коснутся:

1) закупок, заказчики которых осуществляют деятельность на территории иностранных государств;

2) запросов котировок для оказания скорой, в т.ч. экстренной медицинской помощи;

3) предварительного отбора участников закупки или запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС;

4) закупок у единственного поставщика.

В отношении закрытых закупок (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион) решение о способе их проведения будет приниматься Правительством РФ.

2. Регистрация участников закупок в ЕИС

Введение электронных процедур влечет за собой изменения для участников закупок. Вместо аккредитации на конкретных электронных площадках теперь потенциальные участники должны будут зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС), для чего получить квалифицированную электронную подпись.

Сертификаты ключей будут выдаваться только в центрах, получивших аккредитацию и соответствующих требованиями Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи».

После регистрации в ЕИС в автоматическом режиме будет проводиться аккредитация потенциального участника на всех электронных площадках, включенных в реестр для проведения закупок. Регистрация в ЕИС действует в течение 3-х лет. Плата за регистрацию не установлена.

Правило об обязательной процедуре регистрации в ЕИС новых участников начнет действовать с 01.01.2019 г. Для ранее аккредитованных на площадках участников вводится переходный период: до 31.12.2019 г. они должны будут пройти регистрацию в ЕИС.

Целью регистрации в ЕИС является обеспечение:

- фиксации (видеофиксации) действий/бездействий участников закупки на электронной площадке, осуществляемой в режиме реального времени;

- хранения информации и документов участников закупки.

3. Электронные площадки

Статья 3 Закона дополнена пунктами 17–20, в которых законодательно даются определения таким понятиям, как: электронная площадка, оператор электронной площадки, специализированная электронная площадка, оператор специализированной электронной площадки.

Электронные площадки предназначены для проведения открытых закупок, специализированные электронные площадки – для закрытых. Перечень операторов электронных и специализированных электронных площадок, допущенных к закупкам, утверждается Правительством РФ.

Операторами электронной площадки могут быть непубличные хозяйственные общества, где доля участия иностранного капитала или лиц без гражданства может составлять не более чем 25 % долей (акций) такого общества.

Оператором специализированной электронной площадки может быть только российское юридическое лицо.

4. Плата за участие в электронных процедурах

Одним из малоприятных для участников закупки новшеств в Законе станет право операторов электронных площадок взимать плату за участие в электронных процедурах.

Плательщиками могут быть все поставщики, подавшие заявки на участие в закупке или только победитель, а также заказчик, разместивший сведения о закупке.

В настоящий момент Правительство РФ уже предложило проект постановления о порядке установления платы за участие в электронных процедурах. По проекту предполагается взимание платы с участников, с которыми заключаются контракты по итогам всех электронных закупок. Если контракт заключается со вторым участником по причине уклонения победителя, то плата не взимается.

Размер платы:

- не более 2 тыс. руб. при закупках среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО);

- не более 5 тыс. руб. для остальных.

При небольшой начальной цене контракта (до 200 тыс. руб. для закупок у СМП и СОНКО и до 500 тыс. руб. для остальных) предлагается ограничить плату 1 % начальной цены контракта.

Окончательно размер платы установит оператор электронной площадки. Информация об этом должна быть опубликована, в противном случае оператор не сможет взимать плату.

Новые правила должны начать действовать с 1 июля 2018 года.

5. Обеспечение заявок

С 01.07.2018 меняется размер и порядок внесения обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.

Так, если в настоящее время обеспечение вносится на счет заказчика закупки, то с июля 2018 обеспечение необходимо будет вносить на специальные счета, открытые в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

В действующей редакции Закона все заявки (кроме малых закупок на сумму не более 100 000 руб.) должны быть обеспечены. Размер обеспечения устанавливается заказчиком в пределах от 0,5 % до 5 %.

С 01.07.2018 обеспечение заявки станет для заказчиков обязательным только в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превысит 5 млн. рублей. От начальной цены контракта также будет зависеть и размер обеспечения:

- при цене контракта от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. – от 0,5% до 1%;

- при цене контракта более 20 млн руб. – от 0,5% до 5%.

С одной стороны, такое нововведение должно способствовать расширению круга потенциальных участников закупок и развитию конкурентности. С другой стороны, использованная законодателем формулировка дает заказчикам право устанавливать обеспечение и при цене контракта менее 5 млн. руб., что может нивелировать положительный эффект от изменений.

Что касается такого способа обеспечения заявки как банковская гарантия, то с 01.06.2018 право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок будет предоставлено только банкам, отвечающим специальным требованиям, а именно, наличие у банка собственного капитала в размере не менее 300 млн. рублей и определенного кредитного рейтинга.

В целом переход на электронную форму закупок следует расценивать как положительное изменение. Вся информация и документация будет размещаться и храниться в ЕИС, что обеспечит бОльшую прозрачность и открытость закупок и должно способствовать уменьшению злоупотреблений в этой сфере. При условии обеспечения заявок только при цене контракта свыше 5 млн. руб. закупки станут доступнее для малого бизнеса. Повышение требований к банкам и операторам электронных площадок создаст дополнительные гарантии защиты прав участников закупок.