Еще в июне 2013 г. был принят нашумевший Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Несмотря на объявленную цель закона – борьбу с незаконными финансовыми операциями, многие его положения коснулись различных сторон бизнеса, поэтому многие компании прочувствуют его действие непосредственно на себе, при этом не с лучшей стороны.
Изменения были внесены в 19 законов. Среди них Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «О несостоятельности (банкротстве)», Закон «О банках и банковской деятельности», Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и др.
Изменения вступили в силу с 30 июня 2013 г., часть – с 30 июля 2013 г., часть – с 1 января 2014 г., другие вступают в силу в более поздние сроки.
В целом этот закон можно охарактеризовать как прямую угрозу для бизнеса, поскольку вводится множество дополнительных возможностей контроля со стороны государства.
Остановимся на некоторых из них.
1. Банковская тайна рушится.
В Законе о банках и банковской деятельности конкретизированы положения о предоставлении банками информации о счетах и операциях по счетам клиентов в налоговые органы. Отныне это касается не только юридических лиц и предпринимателей, но и просто физических лиц. Закон дополнен требованиями о предоставлении информации об открытии и закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) в отношении физических лиц. По запросам налоговых органов банки также обязаны предоставлять, в том числе в отношении физических лиц, справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) и об операциях по счетах, вкладам (депозитам). Соответствующие изменения внесены и в ч. 1 Налогового кодекса РФ. Однако, в отличие от Закона о банках и банковской деятельности, они вступят в силу с 1 июля 2014 г.
Срок предоставления сведений – 3 дня. В случае неисполнения этой обязанности банку грозит штраф от 300 до 500 тыс. рублей.
Кроме того, введено официальное понятие «бенефициарный владелец». Поправки внесены в Закон о противодействии легализации доходов и уже вступили в силу. Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет юридическим лицом (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) либо имеет возможность контролировать действия такого лица.
Банки обязаны принимать меры по установлению бенефициарных владельцев при заключении договора банковского счета. В случае, если бенефициарного владельца не удалось выявить, им может быть признан руководитель юридического лица.
Полученная информация раскрывается банками по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга). В свою очередь уполномоченный орган при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы. Таким образом, государство может получить доступ ко всем операциям с денежными средствами, в т.ч. произведенным в адрес скрытых владельцев.
Это реальная угроза. Если речь идет об операциях с более-менее крупными суммами, нужно помнить, что отныне государственные органы могут получить доступ ко всей информации о таких операциях.
2. Изменения в Налоговый кодекс также не добавляют спокойствиaя бизнесу, значительно расширяя возможности налоговых органов.
Самая большая угроза – это новое право налоговых органов взыскивать налоговые недоимки с материнских, дочерних и других взаимозависимых с налогоплательщиком компаний. Такое право налоговики получили с 30 июля 2013 г. и могут воспользоваться им, если недоимка числится у налогоплательщика свыше 3-х месяцев и при этом на счета материнской/ дочерней/ иной взаимозависимой компании, поступает выручка от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика.
Кроме того, если с момента, когда налогоплательщик, имеющий недоимку, узнал или должен был узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, он осуществит передачу денежных средств или иного имущества материнской/ дочерней/ иной взаимозависимой компании, и это приведет к невозможности взыскании налогов, то налоговый орган также может предъявить свои требования к взаимозависимой компании. Если взаимозависимых компаний несколько, и им всем передается имущество в целях уклонения от уплаты недоимки, то требование будет предъявлено к каждой компании в соответствующей пропорции.
При этом взаимозависимость может быть какая угодно, в т.ч. наличие такое зависимости по любым признакам может быть установлено судом. Т.е. даже если юридически компании в соответствии с законодательством не являются взаимозависимыми (например, в одной из компаний номинальный директор и номинальный учредитель, никак не связанный со второй компанией), но суд по совокупности критериев установит, что собственник/руководитель одной компании фактически руководил действиями номинала, то суд признает такие компании взаимозависимыми.
Не ускользнут от внимания налоговых органов и попытки налогоплательщика провести сделки через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, когда участники указанных операций не будут являться взаимозависимыми лицами.
Среди других изменений в Налоговый кодекс, ухудшающих положение предпринимателей, можно назвать такие, как предоставление налоговикам права истребовать сведения о деятельности налогоплательщика и вне рамок каких-либо налоговых проверок, а также превращение камеральных проверок в «слегка выездные». С 1 января 2014 г. налоговый орган, проводя камеральную проверку, теперь сможет в определенных случаях провести осмотр помещений налогоплательщика и опрос свидетелей.
3. Еще одной реальной угрозой для бизнеса стали изменения в Закон о несостоятельности (банкротстве) в части ужесточения ответственности учредителей/руководителей должника.
Если у должника не хватит имущества для расчетов с кредиторами, то по обязательствам должника будут отвечать собственники и руководители должника, а также иные контролирующие должника лица при наличии иных вины. При этом вина считается уже доказанной, если должником были совершены сделки по распоряжению имуществом должника, которые контролирующее лицо одобрило (а руководитель одобряет по умолчанию), а потом эти сделки были оспорены в рамках дела о банкротстве. Отсутствие или искажение бухгалтерской отчетности также является безусловным доказательством вины, при этом не только руководителя, но и главного бухгалтера.
Требование о привлечении к ответственности контролирующих лиц может теперь заявлять не только арбитражный управляющий, но и конкурсные кредиторы.
Данные изменения Закона о банкротстве являются угрозой для любого собственника. Вместе с тем, если оценивать с позиции кредиторов, то подобные положения увеличивают шансы на погашение кредиторской задолженности и, соответственно, могут быть оценены как положительные изменения. Т.е. с позиции обеспечения интересов кредиторов такой закон будет полезен и, вероятно, эффективен. Практика покажет.
Ольга Попова,
управляющий Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»
появились вопросы?
пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., звоните: (351) 216-04-06