Интервью журналу «Миссия», август 2011 г.
Ольга Попова,
управляющий Консалтинговой компании "Лигал Эксперт", юрист Челябинск.
Если обобщить цель работы юриста, то какой фразой ее можно описать?
Цель работы юриста – обеспечить своему клиенту квалифицированную помощь юриста в тот момент, когда клиент реально в ней нуждается. Клиент должен быть уверен в том, что у него есть консультант, которому можно доверить решение своих проблем.
Большая ли конкуренция в вашей области деятельности?
Дело даже не в прямой конкуренции, которая, безусловно, есть, а в огромной массе присутствующих на рынке юридических компаний и юристов-одиночек, которые создают общее представление потенциального клиента о профессии в целом, о качестве и стоимости услуг, об отношении к клиенту. И такое представление часто не соответствует ожиданиям клиента. Когда клиентка, женщина-предприниматель, прошедшая через руки шести юристов и разочаровавшаяся во всем, обращается с мольбой: «Помогите!», приходится восстанавливать имидж профессии в глазах клиента, доказывать свой профессионализм, ценность услуги для клиента, своими действиями убеждать в возможности иного отношения к клиенту.
Ваши клиенты — это «юридические» лица или «физические»? Есть ли разница в формах, методах и принципах работы с компаниями и частными лицами?
Наши клиенты – предприниматели. Разница в формах и методах работы с компаниями и частными лицами, безусловно, присутствует, также как, например, отличается организация работы с клиентами в кафе с самообслуживанием и хорошем ресторане. Это не означает «хуже или «лучше» это означает «иначе». Услуги частным клиентам носят более массовый характер, они дешевле, иначе их не будут потреблять. Как правило, вопросы частных лиц проще, и достаточно много однотипных решений.Проблемы в бизнесе требуют индивидуального, нестандартного и часто даже креативного подхода. В моей практике практически не было тривиальных случаев, каждая ситуация оказывалась уникальной, даже если вопрос касался «обыкновенного», на первый взгляд, взыскания задолженности. Уровень рисков для клиента и уровень ответственности консультанта за свои действия на несколько порядков выше в бизнес-консультировании, а, соответственно, иная стоимость услуг.
Есть ли клиенты (компании), которые работают с вами годами? Почему, как вы думаете, люди предпочитают работать с вами?
Я занимаюсь бизнес-консультированием уже 14 лет. Есть клиенты, которые со мною примерно столько же, и это высшая степень доверия. Я всегда стараюсь услышать клиента, выявить его истинную проблему. Клиент не всегда может сформулировать ее сам.
Я с удовольствием занимаюсь своим делом, поскольку, видимо, родилась юристом, хотя не сразу это осознала, а пока осознавала, закончила ЧПИ (ЮрГУ) по специальности «Динамика и прочность машин», а потом уже получила второе высшее образование, юридическое. И, кстати, считаю, что юрист – не гуманитарная специальность J.
Мне приятно помогать клиентам и заботиться о них. Клиент не должен чувствовать себя брошенным. Я стараюсь обеспечивать свою «доступность». По моему мнению, для клиента очень важно: 1) иметь возможность позвонить тогда, когда ему требуется; 2) быть услышанным и правильно понятым; 3) получить результат.
По каким критериям вы подбираете специалистов в свою команду? Много ли времени нужно, чтобы «воспитать» хорошего юриста?
Мне повезло с моей нынешней командой. Я выбрала лучших из тех, с кем раньше уже приходилось работать либо общаться и готовых работать со мной. Сотрудники – главная ценность юридической компании, и я ими дорожу. Основные критерии для меня – это ответственность за то, что делаешь, в контексте работы всей компании и взаимопонимание (мы должны разговаривать на одном языке).
Хорошего юриста можно воспитать, если это «точно его». Диплом о юридическом образовании не является гарантией того, что человек – 1) хороший юрист; 2) может им стать. Голова должна быть определенным образом устроена J. А еще специфика работы. Иногда мне хватает одного взгляда на человека, чтобы определить, будет человек работать в консалтинге или нет.
Какие «нельзя» существуют в вашей работе? И какие - «обязан»?
Хороший юрист никогда не будет работать против своего клиента, например, переходить на сторону оппонента или оказывать услуги обоим. Это нарушение профессиональной этики. Хороший юрист никогда не позволит себе не выполнить задание клиента. Недопустимо: «Извините, но сегодня не смогу поучаствовать в вашем заседании, у меня другое дело».
Хороший юрист обязанотвечать за последствия своих рекомендаций для клиента. Хороший юрист обязан постоянно держать клиента в курсе работы над его делом. Хороший юрист обязан быть пунктуальным. Хороший юрист обязан быть честным по отношению к клиенту. Наш задача – помочь клиенту решить его проблему, а не заработать на нем.