Ваша фирма стала счастливым обладателем земельного участка. Новые, возможности, новые горизонты… и новый налог – земельный.

И где-то вы слышали, что пока право собственности не зарегистрировано, платить налога не с чего. Соблазн «сэкономить» на этом, откладывая проведение государственной регистрации права собственности на участок, велик. Но какими могут быть последствия такой «экономии»?

Действительно, плательщиками земельного налога являются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ).

Переход права собственности на землю подлежит государственной регистрации (п.1 ст.551 ГКРФ). И такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом дата возникновения права – это дата внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Таким образом, получается, что обязанность по уплате земельного налога возникает у покупателя земельного участка с момента регистрации за ним права собственности.

И есть ряд судебных актов и разъясняющих документов Минфина и ФНС России, отражающих именно такую позицию – пока не зарегистрировано право собственности на участок, земельный налог начисляться не может.

Однако если государственная регистрация права не осуществляется обладателем объекта земли намеренно, позиция и судебных и контролирующих органов серьезно меняется: отсутствие документа на право пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.

Обосновывается эта позиция следующим образом.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но носит заявительный характер. Поэтому объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются, подлежат налогообложению, поскольку такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Поэтому при установлении фактов неуплаты налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий Минфин настоятельно рекомендовал налоговым органам обязывать таких налогоплательщиков к уплате налога в судебном порядке и применять предусмотренные ст. 122 НК РФ меры ответственности за совершение налогового правонарушения (штраф - 20% или 40% (при наличии умысла) от неуплаченной суммы налога).

Кроме того, Минфин России указывает на необходимость привлечения лиц, не имеющих правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки, к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной ст. 19.21 КоАП России.. Санкция за указанное нарушение – штраф: для должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей; для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Не следует забывать и об обязательствах, возлагаемых на покупателя по договору купли-продажи земельного участка.

Как правило, в договорах на покупку государственного или муниципального имущества предусматривается обязанность покупателя осуществить государственную регистрацию прав на приобретаемое имущество в определенный срок. Уклонение от этой обязанности может стать основанием для привлечения к гражданской ответственности за неисполнение договорных обязательств.

Аналогичная ситуация складывается и при приобретении участка у предшествующего собственника. Только в этом случае реакция будет даже более оперативной, ведь пока не зарегистрирован переход права, бремя земельного налога продолжает лежать на продавце.

Вывод

До момента осуществления государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок у него не возникает обязанности по уплате земельного налога.

Вместе с тем, в случае неосуществления этой регистрации по обстоятельствам, зависящим от Покупателя, возникают риски доначисления и взыскания земельного налога налоговыми органами, а также применения штрафных санкций (налоговых, административных, гражданских).

Екимова Екатерина, ведущий специалист Консалтинговой компании "Лигал Эксперт"


1 Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2006 N 5-Г06-57, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2009 N А32-420/2008-3/14, ФАС Московского округа от 06.08.2009 N КА-А40/7251-09, ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N А76-8742/07, Письма Минфина России от 27.10.2010 N 03-05-05-02/78, от 12.10.2010 N 03-05-05-02/75, от 08.06.2010 N 03-05-04-02/59, от 27.03.2007 N 03-05-06-02/28;Письмо ФНС России от 27.04.2010 N ШС-37-3/754@.

2 Решение ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07, Постановления Президиума ВАС РФ от 14.10.2003 N 7644/03, ФАС Московского округа от 14.12.2006 N КА-А40/12095-06-П, ФАС Центрального округа от 01.04.2009 N А68-3899/2008-174/5, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2007 N Ф04-5415/2007(37139-А46-37), Письма Минфина России от 21.01.2005 N 03-06-02-02/03, от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82, направленное до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@.

3 Письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-06-02-02/37.