С января 2012 г. существенное изменился порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции. Появилась апелляционная инстанция. Если ранее апелляционное обжалование было возможно только для решений мировых судей, остальные акты обжаловались в кассационную инстанцию, то теперь апелляция предусмотрена для судебных постановлений любого суда общей юрисдикции, рассматривающего дело по первой инстанции.

Изменился и срок на обжалование решений суда, который ранее составлял всего 10 дней. В рамках такого короткого срока даже суд часто не успевал изготовить решение, в связи с чем широкое распространение получила практика подачи кратких (пустых) кассационных жалоб, чтобы не пропустить срок, с последующим представлением дополнений. Теперь срок на обжалование решения в апелляцию составляет 1 месяц, что, безусловно, отрадно.

Однако в остальном реформа гражданского процессуального законодательства вызывает скорее вопросы и недоумение, нежели позволяет говорить о совершенствовании гражданского судопроизводства и обеспечении прав граждан на справедливую судебную защиту.

Областной суд, который ранее выполнял функции кассационной инстанции, переквалифицировался в апелляционную инстанцию. Те же судьи, которые ранее пересматривали решения в кассации, начали пересматривать решения в качестве апелляционной инстанции. Что же изменилось? По существу ничего. Даже с точки зрения привычного, годами складывающегося поведения судей. С одной стороны, в одночасье нельзя стать другими, с другой, новый закон и не способствует формированию этого нового поведения. Это лишь просто новая маска…

А что же нынче стало с кассацией? Нормы, описывающие новый порядок пересмотра судебных актов в кассационной инстанции вызвали много вопросов по порядку их применения, в том числе у юристов со стажем. В нашей практике, например, в канцелярии суда первой инстанции наотрез отказались принять вместе с ходатайством о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы саму кассационную жалобу, ссылаясь на то, что она подается в суд кассационной инстанции.

Учитывая возникшие сложности применения новых положений ГПК РФ, Пленум Верховного Суда РФ дал свои комментарии по этому поводу в Постановлении от 11 декабря 2012 г. № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

И так, выводы, которые можно сделать, проанализировав новые положения Гражданского процессуального кодекса с учетом разъяснений Пленума ВС РФ.

Во-первых, кассационных инстанций теперь две. Одна – это президиум областного суда, вторая – Судебная коллегия по гражданским (административным) делам Верховного Суда РФ. Обратиться во вторую кассацию можно только после того, как побывал в первой. При этом срок такого обращения – 6 месяцев с момента оглашения постановления апелляционной инстанции. В указанный срок надо успеть, если есть желание и потребность, сходить в обе кассации. Т.е., если изначально не уверены, что в первой кассации добьетесь нужного результата, то лучше не тянуть до конца шестимесячного срока, а подавать кассационную жалобу практически сразу после рассмотрения дела в апелляции. Тогда еще есть шанс успеть обратиться в Верховный Суд.

Восстановить пропущенный 6-месячный срок практически не реально. Нужны очень уважительные причины. Если в отношении физических лиц дело обстоит проще: уважительными причинами могут быть тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельствам, то с юридическими лицами все сложнее. Стандартные «отмазки», как разъяснил ВС РФ, уже заранее не проходят. Так, нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста и тому подобные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока кассационного обжалования.

Отмечу, что обратиться в кассацию можно только после оспаривания решения в апелляционную инстанцию.

Есть еще одна тонкость. Кассационная жалоба подается напрямую в суд кассационной инстанции, а вот ходатайство о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы – в суд первой инстанции, потому-то не слишком сведущие сотрудники первой инстанции и не могут сообразить, как это они должны принять кассационную жалобу вместе с таким заявлением. Между тем, если не приложить кассацию, то у суда первой инстанции возникнет закономерный вопрос: а вы вообще жалобу-то подавать намерены? Если суд первой инстанции своим определением восстановит пропущенный по уважительной причине срок, то указанное определение в последующем должно быть приложено к кассационной жалобе.

В кассационной жалобе следует сформулировать конкретную просьбу к суду - отменить или изменить вынесенные судебные постановления. В противном случае, если вы сами не знаете, чего хотите, то не ждите, что суд за вас будет думать – кассационная жалоба подлежит возвращению (!), как разъяснил ВС РФ.

Иные нарушения при подаче кассационной жалобы, например, не приложено доказательство уплаты госпошлины, также влекут за собой возвращение жалобы без рассмотрения по существу, т.е. суд не предоставит время для устранения нарушений, а сразу возвратит кассационную жалобу. При этом срок, в течение которого жалоба возвращалась, не приостанавливает течение общего 6-месячного срока.

Если же ваша кассационная жалоба принята к производству, это еще не означает, что суд будет пересматривать вынесенные по делу судебные акты. Сперва судья, принявший жалобу к производству, проанализирует ваши доводы и единолично решит, есть ли основания для передачи дела для рассмотрения в судебном заседании. Не исключено, что кассационное производство на этом и закончится без передачи дела на рассмотрение в президиум. Но если вам повезло, и судья усмотрит основания для изменения или отмены судебных актов, то одновременно появляется шанс получить приостановление исполнения решения суда. Ну, а дальше уже ждите извещения о дате судебного заседания в кассации…

Странные чувства возникают при прочтении и анализе новых норм про кассационное обжалование судебных актов. Где-то это все уже было: и те же органы, и тот же порядок… Де жа вю!.. Ах да! Это же бывший надзор, которого теперь как бы и нет! И возникает вопрос: какой же смысл был во всех этих «глобальных» и «масштабных» преобразованиях системы? Что реально принесло это гражданам и организациям? Что все мы получили в результате подобных изменений? Снова меняем «милицию» на «полицию»?

Ольга Попова, управляющий
Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»