2 августа 2012 года ВАС РФ внес на рассмотрение Госдумы Законопроект N 121844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур". Суть его заключается в расширении сферы применения норм о внесудебном урегулировании арбитражных споров.
В настоящее время действует Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Однако большинство практикующих специалистов сходится во мнении, что нынешнее правовое регулирование не позволяет работать данному закону в полной мере. Так, по информации ВАС РФ, в течение 2011 г. по всей стране только в рамках 11 дел в арбитражных судах использовались процедуры медиации.
Инициатива ВАС РФ направлена на совершенствование примирительных процедур с учетом их важности как для сторон спора, так и для судебных органов, испытывающих значительную нагрузку из-за большого количества судебных дел. Высшая судебная инстанция много внимания уделяет данному вопросу. Буквально на днях на сайте ВАС РФ появился новый раздел, посвященный примирительным процедурам.
Рассматриваемым проектом предлагается внесение изменений в АПК РФ, НК РФ, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» и Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Остановимся подробней на основных нововведениях.
К существенным изменениям, предусмотренным проектом, относятся дополнения в АПК РФ. Законопроектом вводится несколько статей, детально регулирующих примирительные процедуры. В первую очередь речь идет о расширении перечня таких процедур. Среди предлагаемых способов переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. Однако перечень не является закрытым, возможны и иные примирительные процедуры, не запрещенные законом. При этом примирение возможно на любой стадии, в том числе, и в ходе исполнения решения суда.
Примирительная процедура может быть проведена по ходатайству сторон или по предложению суда. При этом суд будет активно способствовать этому процессу. Срок для осуществления примирения сторон устанавливается судом и не должен превышать 1 месяца. По ходатайству сторон срок может быть продлен еще на 1 месяц. В ходе примирения стороны могут заключить мировое соглашение по всем или части требований. В случае если стороны не придут к консенсусу относительно спора, суд возобновит судебное разбирательство.
Проект детально регламентирует порядок проведения примирительных процедур.
Переговоры являются самым простым видом примирительных процедур и представляют собой взаимодействие сторон с целью урегулирования возникшего спора без привлечения третьих лиц. Такая процедура согласно проекту может быть обязательной к проведению в силу закона или же договора.
Положения о медиации, предлагаемые к внесению в АПК РФ, не раскрывают самого понятие названной процедуры, а лишь указывают на возможность проведения таковой. Подробно процедура медиации по-прежнему будет регламентироваться Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
По сути, медиация является разновидностью переговоров, с одним отличием - наряду со сторонами в таких переговорах участвует независимое лицо, способствующее разрешению споров.
В отличие от ныне действующего закона проектом предлагается разрешить непрофессиональным медиаторам проводить процедуры медиации по спорам, которые находятся на рассмотрении суда или третейского суда на дату начала процедуры.
Однако наибольший интерес из всех возможных способов разрешения спора представляет предлагаемая законопроектом процедура судебного примирения. До сих пор в нашем законодательстве ничего подобного не было. В качестве судебного примирителя может выступать помощник судьи, не участвующий в рассмотрении дела, работник аппарата суда с высшим юридическим образованием, а также отставной судья. Списки судебных представителей будут утверждаться Пленумом ВАС РФ для каждого суда. Стороны получат право выбирать кандидатуру судебного примирителя из указанных списков.
Судебный примиритель будет обладать специальными правами, в т.ч., правом вести переговоры как со сторонами, так и с иными лицами, участвующими в деле, а также правом знакомиться с материалами дела с разрешения арбитражного суда.
Инициатива введения процедуры судебного примирения вызвала бурный протест со стороны нынешних медиаторов, которые посчитали, что лишатся львиной доли работы. Насколько востребованной станет такая процедура, судить пока сложно. Однако не исключено, что для многих предпринимателей действительно особый статус судебного примирителя - лица, близкого к судебной системе и находящегося «по ту сторону», - будет играть решающую роль в выборе способа разрешения спора. Возможно, судебный примиритель будет ассоциироваться с судом, который видит, как должно быть разрешено дело, а мнение и действия судебного примирителя будут выступать для сторон воплощением будущего решения суда в случае не урегулирования спора.
Конечно, возникают вопросы относительно критериев отбора судебных примирителей для включения в список. Уровень квалификации помощников судьи, сотрудников аппарата суда может не дотягивать до уровня, необходимого для совершения действий по примирению сторон. Могут возникнуть сомнения и в беспристрастности примирителей с учетом того, что они находятся «по ту сторону».
Вместе с тем, само предоставление сторонам возможности выбора разных способов разрешения конфликта является, безусловно, положительным изменением процессуального законодательства.
Использование примирительных процедур предусмотрено также и для дел, вытекающих из административных и публичных правоотношений, что особо актуально в настоящее время для налоговых споров и с большой долей вероятности будет востребовано. При этом в рамках примирительных процедур по административным делам возможно не только заключение мирового соглашения, но и соглашения относительно квалификации сделки, совершенной стороной спора, а также характера деятельности такого лица.
В целях стимулирования заинтересованности сторон в разрешении спора мирным путем законопроектом предлагается внести изменения в НК РФ в части размеров госпошлины, подлежащей возврату при заключении мирового соглашения, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур.
В отличие от действующей редакции проектом предлагается осуществлять возврат истцу части госпошлины, если стороны воспользовались механизмом примирительных процедур, в размере, зависящем от того, на какой стадии находится рассмотрение дела. Сумма возвращаемой пошлины тем больше, чем раньше сторонам удалось договориться. Если это происходит до вынесения решения судом, то сумма возврата составит 70 % от суммы уплаченной госпошлины, если на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции – 50 %, если в кассационной или надзорной инстанциях, то лишь 30 %.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что законопроект вносит весьма полезные и необходимые изменения, которые направлены как на удовлетворение потребностей судебной системы, желающей сократить поток судебных дел, так и на решение задач спорящих субъектов, намеренных минимизировать свои расходы и избежать длительных судебных тяжб. И хотя проект изменений еще не рассмотрен, полагаем, что его принятие не заставит себя долго ждать.
Попова Ольга Игоревна, управляющий Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»