28 июля 2012 года был принят Федеральный закон №144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ №144, ФЗ от 28 июля 2012 года). Этим законом были внесены изменения по вопросам, касающимся несостоятельности (банкротства), в том числе банкротства кредитных организаций. Нововведения коснулись следующих законодательных актов: ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "Об исполнительном производстве", НК РФ, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) и ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
В настоящей статье нами будут рассмотрены наиболее важные из изменений, внесенных ФЗ №144.
В первую очередь остановимся на изменениях в ФЗ "О банках и банковской деятельности". К таковым относятся расширение обязанностей кредитной организации в случае отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Теперь кредитная организация после отзыва лицензии обязана произвести возврат клиентам их ценных бумаг или иного имущества, принятых или приобретенных кредитной организацией за счет клиентов по договорам хранения, договор доверительного управления, депозитарным договорам.
Кроме того, новыми являются обязанности кредитной организации в части хранения документов. Так, например, при принятии решения о ликвидации утвержденная ликвидационная комиссия обязана передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение. Перечень документов, подлежащих обязательному хранению, определяется Банком России, а также иными органами исполнительной власти, утвержденными Правительством РФ. Кредитная организация обязана хранить всю информацию об имуществе, обязательствах и их движении на электронных носителях для возможного доступа к ним в течение 5 лет с момента включения информации в ту или иную базу данных. Ответственным за хранение информации является руководитель организации.
В закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" также включаются положения, посвященные обязательному хранению информации. Однако такие изменения являются далеко не единственными. Нововведения коснулись, в частности, положений о временной администрации. Теперь Банк России с момента утверждения временной администрации обязан разместить информацию об этом в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Временная администрация представляет Банку России информацию о наличии признаков преднамеренного банкротства, о признании кредитной организации банкротом, о финансовом положений должника. Банк России, в свою очередь, должен также включить указанные сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Для обеспечения предъявления требований кредиторами временная администрация теперь обязана направлять объявление, содержащее сведения о кредитной организации, в "Вестник Банка России", Банку России для включения в Единый реестр сведений о банкротстве, а также в официальное издание определяемое Правительством РФ.
Помимо этого ФЗ №144 вводит в закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" статью, посвященную функционированию временной администрации, назначенной после отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации.
Так, предусмотрена обязанность временной администрации по возврату клиентам их ценных бумаг и иного имущества, принятых и (или) приобретенных такой кредитной организацией, с отражением этого на соответствующих счетах или счетах депо. Для исполнения этой функции временной администрацией проводится инвентаризация ценных бумаг и иного имущества, находящихся (учитываемых) на счетах в такой кредитной организации. Итоги инвентаризации направляются в официальное издание клиентов организации, а также Банку России для последующего включения им этих сведений в Единый реестр сведений о банкротстве.
Прием заявлений от клиентов по вопросам возврата ценных бумаг, другого имущества осуществляется в течение 6 месяцев с момента отзыва у кредитной организации лицензии. Возврат имущества клиентов производится после проведения инвентаризации, в течение двух дней с момента поступления заявлений по реквизитам указанных в них.
Дополнительно урегулированы обязанности конкурсного управляющего по публикации сведений о введении конкурсного производства в отношении должника.
Так, управляющий должен не позднее 30 дней со дня признания кредитной организации банкротом включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве: сведения о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства; баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков и др.
После начала расчетов с кредиторами первой очереди конкурсный управляющий не реже одного раза в три месяца должен включать в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информацию о ходе конкурсного производства, в том числе, сведения о вновь выявленном имуществе кредитной организации; о работе конкурсного управляющего по выявлению сделок кредитной организации, отвечающих признакам недействительности сделок в соответствии со статьей 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации" и др.
Внесены уточнения и в положения, касающиеся последствий открытия конкурсного производства.
Детальную регламентацию получил порядок распоряжения имуществом кредитной организации в ходе конкурсного производства: порядок направления и публикации сведений конкурсным управляющем при передаче имущества приобретателю, порядок самой передачи имущества приобретателю. Несмотря на значительную громоздкость этих положений нельзя не отметить полезность вносимых нововведений.
Коме того, комментируемым законом регламентируется порядок передачи учредителям имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами. Суть процедуры заключается в направлении информации о таком имуществе конкурсным управляющим учредителям и дальнейшем направлении заявления о намерении получить имущество от учредителя к конкурсному управляющему.
В Закон о несостоятельности (банкротстве) также внесена масса изменений.
Часть изменений аналогично сказанному выше коснулась порядка инвентаризации имущества должника. Как и в случае с кредитными организациями, сведения об инвентаризации должны быть включены в Единый реестр сведений о банкротстве.
Кроме того, ФЗ №144 вносит положение, детально регламентирующее оплату услуг лиц, привлекаемых по решению кредиторов. Оплата производится кредиторами, которые голосовали за такое привлечение, или кредитором, принявшим на себя такую обязанность.
Кредиторы, имеющие размер требований, превышающий 2% общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, получили право требования у внешнего управляющего привлечения оценщика с указанием имущества, в отношении которого требуется произвести оценку. Оценка оплачивается из средств должника, а при недостаточности имущества последнего за счет кредитора, требующего проведение оценки.
Отчет о проведенной оценке подлежит включению внешним управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Кардинальное нововведение коснулось порядка удовлетворения требований руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника и др. лиц о выплатах, предусмотренных трудовым договором. Такие требования, в части превышающей минимальный размер соответствующих выплат, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.
Кроме того, арбитражный суд по заявлению конкурсного управляющего вправе уменьшить размер требований об оплате труда работающих или работавших по трудовому договору руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника и др. лиц. Такое уменьшение возможно в случае, если в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, размер оплаты труда таких лиц был увеличен по сравнению с размером оплаты труда, установленным до начала указанного срока.
Внесение таких изменений явилось ответом законодателя на многочисленную практику банкротств предприятий, когда недобросовестные руководители в преддверии несостоятельности компаний значительно увеличивали себе выплаты по трудовым договорам, надеясь получить в рамках процедуры банкротства удовлетворение своих требований в первоочередном порядке в составе платежей второй очереди.
В целом, изменения вносимые ФЗ №144, являются отражением давно назревших потребностей участников дел о банкротстве. Большое значение уделяется информированию участников процесса и Единому реестру сведений о банкротстве как центральному хранилищу информации о ходе процедур банкротства предприятий. Теперь каждое значимое сведение будет отражено в Едином реестре сведений о банкротстве, с которым может ознакомиться каждый желающий. Внесенные изменения, бесспорно, являются необходимыми и полезными. Остается только ожидать, что введенные нормы будут работать в соответствии с воплощенной в них задумкой.
Попова Ольга Игоревна, управляющий Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»