Минфин РФ в своем письме от 04.06.12 № 03-02-07/1-134 высказался о наличии у налоговиков обязанности по предоставлению налогоплательщику информации о соблюдении его контрагентами налогового законодательства. Тем самым организации получили еще одно средство в борьбе с недобросовестными контрагентами.
Указанную обязанность Минфин обосновывает положениями ст. 102 НК РФ и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации". Из указанных норм следует, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, а потому могут предоставляться в целях проверки контрагента. Приведенная позиция согласуется и с мнением судов по рассматриваемому вопросу.
Однако возникает ряд вопросов. Означает ли приведенное разъяснение Минфина возложение на налогоплательщика по умолчанию соответствующей обязанности в целях доказательства проявления добросовестности и осмотрительности при выборе контрагента? Будет ли факт ненаправления в налоговую запроса о налоговой добросовестности контрагента означать наличие неосмотрительности в действиях самого налогоплательщика?
Судебной практики по указанному вопросу на сегодняшний день нет. Однако имеется масса судебных прецедентов, указывающих на то, что организация обязана принимать меры, исключающие её недобросовестность при выборе контрагента.
Согласно п. 39 Приказа Минфина РФ от 18 января 2008 г. N 9н ответ на письменное обращение налогоплательщика осуществляется в течение 30 календарных дней с момента регистрации соответствующего обращения. Если налоговый орган будет соблюдать указанный срок, а налогоплательщик добросовестно ждать ответа, то это может существенно осложнить процедуру заключения договора с контрагентом и даже поставить под сомнение саму возможность ведения хозяйственной деятельности.
Безусловно, налогоплательщик должен проверять своего контрагента, но обязательных способов проверки потенциального партнера законодательством не предусмотрено. Судебная практика также не указывает обязательный перечень действий, необходимых к совершению при выборе контрагента. Следовательно, на стадии оценки потенциального партнера достаточно будет воспользоваться более быстрыми способами проверки, такими как:
- проверка наличия судебных разбирательств с участием партнера через сайт ВАС РФ;
- проверка возбужденных в отношении контрагента исполнительных производств через сайт службы судебных приставов;
- получение информации с интернет-сайта налоговой инспекции через сервис «проверь себя и контрагента»;
- получение сведений о наличии подозрительных признаков («массовый» директор, учредитель или адрес регистрации) с помощью сервиса «Фокус».
При наличии положительной информации, сохраненной в электронной или печатной форме, можно считать, что контрагент проверен в достаточной мере. Такой способ, как направление запроса в налоговый орган об исполнении контрагентом налоговых обязательств в этом случае может рассматриваться как дополнительное действие, которое также будет свидетельствовать о добросовестности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.
В целом, полагаем, что разъяснения Минфина являются весьма полезными с точки зрения защиты интересов налогоплательщика, действительно пытающихся проявить добросовестность и осмотрительность.
Попова Ольга Игоревна, управляющий Консалтинговой компании "Лигал Эксперт"