О том, что об открытии (закрытии) расчетного счета организации и индивидуальному предпринимателю необходимо сообщать в налоговый орган по месту налогового учета, известно всем.
А вот о том, что эту же информацию необходимо в течение семи дней представить и в отделение пенсионного фонда, помнят не многие.
Связано это с тем, что до последнего времени соответствующая обязанность плательщика страховых взносов, установленная пп.1 п.3 ст.28 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), не была обеспечена мерой ответственности за ее нарушение.
За несообщение сведений об открытии (закрытии) расчетных счетов в Пенсионный фонд с 01 января 2010 года (момент вступления в силу первоначальной редакции Закона о страховых взносах) отвечали:
- банки: основание – ст.48 Закона о страховых взносах; санкция – штраф в размере 40 000 рублей;
- должностные лица, на которых лежит обязанность по сообщению таких сведений: основание – ч.1 ст.15.33 КоАП РФ; санкция – штраф в размере от 1000 до 2000 рублей.
Однако с 01 января 2012 года в соответствии со ст.46.1 Закона о страховых взносах такая ответственность введена и для самих плательщиков страховых взносов, т.е. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь для них не представление в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии счета в банке карается штрафом в размере 5 000 рублей.
И если ранее не представление таких сведений на самом плательщике фактически никак не отражалось – привлечение к ответственности должностных лиц не практиковалось Пенсионным фондом, очевидно, из-за скромных размеров штрафа и весьма ограниченных сроков привлечения к административной ответственности (два месяца со дня совершения правонарушения), то теперь стоит более внимательно отнестись к надлежащему исполнению этой обязанности.
Учитывая очевидность такого нарушения как непредставление или несвоевременное представление соответствующих сведений в орган контроля, сложностей в доказательстве состава правонарушения в действиях плательщика взносов у Пенсионного фонда не возникнет. При этом срок давности привлечения к ответственности за нарушение Закона о страховых взносах - три года со дня совершения правонарушения. То есть, после получения соответствующих сведений от банка у Пенсионного фонда будет достаточно времени для проведения всех мероприятий, установленных процедурой привлечения к ответственности: проведение камеральной проверки, получение пояснений от плательщика, рассмотрение материалов проверки, вынесение решения о привлечении к ответственности.
Кроме общих обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение Закона о страховых взносах (п.1 ст.44 Закона), в рассматриваемом случае при предоставлении пояснений по обстоятельствам совершенного проступка считаем возможным указывать на отсутствие причинения вреда общественно-значимым интересам, малозначительность нарушения, если на момент его совершения обязанность по уплате страховых взносов исполнялась плательщиком своевременно и в полном объеме. Тогда, возможно, ответственность ограничится предупреждением.
Следует отметить, что на практике уже появились случаи привлечения к ответственности по ст.46.1 Закона о страховых взносах. Однако судебная практика по оспариванию подобных решений Пенсионного фонда еще не сформировалась ввиду недолгого периода применения соответствующей нормы.
Екимова Екатерина, ведущий специалист Консалтинговой компании "Лигал Эксперт"