Федеральная налоговая служба письмом № БС-4-11/7262@ от 28.04.2012 г. рекомендовала территориальным инспекциям руководствоваться разъяснениями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ по вопросу исчисления земельного налога (письма Минфина от 13.04.2012 г. № 03-05-04-02/35 и от 01.03.2012 г. № 03-05-04-02/17).
Суть разъяснений касается порядка изменения кадастровой стоимости земельных участков, установленной в размере рыночной стоимости по итогам рассмотрения споров в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка является основой для уплаты земельного налога и определения годовой арендной платы за землю. Зависимость прямая – чем выше кадастровая стоимость, тем выше плата за землю.
Земельным кодексом РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, которая, к слову, может быть значительно ниже кадастровой, его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной (п. 5 ст. 65). Однако прийти к рыночной стоимости можно только путем разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Именно такие изменения были внесены в Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ.
Статьей 24.19 Закона «Об оценочной деятельности в РФ» установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона «Об оценочной деятельности в РФ»).
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса).
В практике возник абсолютно закономерный вопрос: если кадастровая стоимость изменена на рыночную в текущем налоговом периоде (календарном году), с какого момента она подлежит применению в целях исчисления земельного налога?
Минфин в своих разъяснениях совершенно справедливо указал, что если кадастровая стоимость, определенная по итогам рассмотрения споров в комиссии в размере рыночной стоимости, установлена на дату принятия решения комиссии в текущем налоговом периоде, то данная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, а если по решению комиссии кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то измененная кадастровая стоимость должна применяться в текущем налоговом периоде (что, разумеется, налогоплательщику более выгодно).
К сожалению, Минфин не высказал свою позицию по этому же вопросу в случае судебного оспаривания кадастровой стоимости. Полагаем, что должен быть сохранен тот же принцип применения измененной кадастровой стоимости, т.е. в зависимости от того, на какую дату она определена.
Необходимо также учитывать, что далеко не во всех субъекта РФ на сегодняшний день возможно применение нового порядка оспаривания кадастровой стоимости, т.е. через комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Дело в том, что положения Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон «Об оценочной деятельности в РФ», не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования (до 01 октября 2010 г.) и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
В 2011 г. Правительством Челябинской области были утверждены новые результаты кадастровой оценки земель на территории Челябинской области. Однако, несмотря на «свежесть», пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссии по рассмотрению споров в Челябинской области на сегодняшний день невозможен. На текущий момент все утвержденные результаты государственной кадастровой оценки определены на основании договоров, заключенных до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ, о чем Управление Росреестра по Челябинской области официально сообщило на своем сайте. В связи с этим и создание комиссии в Челябинской области планируется лишь в конце 2012 г.
Для владельцев земельных участков остается единственный путь – судебное оспаривание кадастровой стоимости. Возможность таких действий обосновал Президиум ВАС РФ в постановлении от 28.06.2011 № 913/11. Резюмируя свои выводы, Президиум указал, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Однако в судебной практике пока остается открытым вопрос о дате установления кадастровой стоимости в целях налогообложения.
Поскольку рыночная оценка всегда выполняется на определенную дату, полагаем, что суд, вынося решение по таким делам, должен в судебном акте указывать, на какую дату установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, для того чтобы исключить дальнейшие споры о применении измененной кадастровой стоимости к определенному налоговому периоду. Только таким образом владельцы земельных участков смогут действительно защитить свои права. В противном случае право на защиту будет зависеть от скорости рассмотрения дела в суде.
Попова Ольга Игоревна, управляющий Консалтинговой компании "Лигал Эксперт"