Многие клиенты нашей компании прямо или косвенно связаны со сферой перевозок грузов автомобильным транспортом, и в процессе деятельности у них возникает немало вопросов и споров с контрагентами.
26.06.2018 вышло постановление Пленума ВС РФ № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» – своего рода инструкция для судов, как следует рассматривать споры в данной сфере отношений. В настоящей статье мы осветили некоторые выводы суда и подготовили рекомендации для защиты перевозчиками своих прав и законных интересов.
1. Отсутствие транспортной накладной не является основанием для признания договора перевозки незаключенным
По смыслу п.2. ст.785 ГК РФ в отсутствие письменно оформленного договора перевозки заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. При этом нередки случаи, когда транспортную накладную оформляют некорректно (забывают указать существенно важную информацию, например, количество или стоимость товара, не указывают наименование одной из сторон), а то и вовсе теряют. Теперь суд прямо сказал, что в качестве подтверждения факта заключения договора перевозки могут быть использованы иные доказательства. Это может быть, в том числе, переписка по электронной почте.
Рекомендуем: вести переписку таким образом, чтобы суть отношений с контрагентом была максимально подробно раскрыта. Не ленитесь! Корректно формулируйте тему письма, раскрывайте существо вопроса понятно и достаточно подробно, подписывайте сообщение. Данное доказательство может выгодно отразиться на вашей позиции в суде.
2. Ответственность за правильность оформленных товаросопроводительных документов может быть возложена как на грузоотправителя, так и на перевозчика
По общему правилу грузоотправитель несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза, в том числе документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. Вызванные отсутствием, недостоверностью или недостаточностью товаросопроводительных документов убытки грузоотправитель обязан возместить перевозчику.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, необходимых для исполнения экспедитором его обязанностей, их комплектность и соответствие сведений, указанных в документах, условиям перевозки.
Таким образом, «искать виновного» в задержке/ограничении движения транспортного средства с грузом придётся в договоре.
Рекомендуем: заблаговременно распределить в договоре ответственность за правильность и полноту оформления документов. Если ваша компания осуществляет перевозки, и вы понимаете, что компетенция штатных водителей-экспедиторов реально не позволяет оценивать документы грузоотправителей, исключите из договора условие об ответственности перевозчика за достоверность, полноту и комплектность товаросопровождающих документов.
3. Бремя доказывания того, что груз утрачен/поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика
Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем за исключением случаев, когда:
- перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз;
- в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной.
При этом, доказывать, что груз был утрачен или повреждён вследствие ненадлежащей упаковки придется именно перевозчику, поэтому в транспортный документ обязательно должны быть внесены соответствующие отметки о недостатках упаковки груза.
Рекомендуем: провести внутренний инструктаж среди работников, непосредственно осуществляющих перевозку грузов, пояснить им, как следует проверять груз, какие недостатки отражать в транспортной накладной, а в каких случаях вообще отказываться от принятия груза к перевозке.
4. Из общего правила об ответственности перевозчика за сохранность груза имеются исключения
В частности, перевозчик не понесёт ответственность за сохранность груза, если докажет, что утрата/порча/повреждение груза возникли вследствие:
- обстоятельств непреодолимой силы;
- в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
- вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза;
- вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.
Рекомендуем: детально описывать в договоре условия об обязанностях грузоотправителя, нацеленных на сохранность груза, в т.ч., такие как необходимость уточнять вид транспортного средства, гарантирующего безопасную доставку груза (напр., контейнер с холодильной камерой для продуктов), соблюдать требования, предъявляемые к упаковке груза, устанавливать разумные сроки перевозки с учетом индивидуальных свойств груза. В случае неисполнения грузоотправителем этих условий возложить всю ответственность за порчу груза на перевозчика не получится.
5. За просрочку доставки груза перевозчик понесет ответственность как перед грузоотправителем, так и перед грузополучателем.
Перевозчик может быть привлечен к оказанию услуг как грузоотправителем, так и грузополучателем, и от того, какая из сторон привлекла перевозчика, в том числе зависит его ответственность.
Если перевозчика нанял грузоотправитель, то за задержку доставки груза он вправе предъявить перевозчику требования:
- о взыскании договорной неустойки;
- о взыскании убытков («штрафной привет» от грузополучателя).
- Если перевозчика нанял грузополучатель, то за задержку доставки груза он вправе предъявить перевозчику требования:
- о взыскании договорной неустойки;
- о взыскании неустойки в порядке ч.11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее по тексту «Устав») - 9% провозной платы за каждые сутки просрочки обязательства по доставке, но не выше, чем общий размер провозной платы. Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки.
Рекомендуем: перевозчикам включать в договор условие о более низкой, в сравнении с установленной законом, процентной ставке штрафа, предусмотренного ч. 11 ст. 34 Устава.
6. Рассмотрение претензий и исков
Срок исковой давности составляет всего один год, то есть лучше не затягивать с передачей спора в суд. На претензию стороны должны отреагировать в течение 30 дней с момента её получения. Годичный срок исковой давности приостанавливается в случае, если:
- договором претензионный порядок также предусмотрен по требованиям перевозчика или экспедитора к лицу, заключившему договор перевозки или транспортной экспедиции;
- стороны прибегли к претензионному или внесудебному (напр., медиация) порядку разрешения спора.
Вывод: учитывая, что деятельность в сфере транспортной экспедиции всегда связана с рисками, к оформлению документов необходимо подходить особенно тщательно и хотя бы основной договор с контрагентом передавать юристу для анализа. Ошибки могут обойтись достаточно дорого.
Тебелева Александра,
юрисконсульт консалтинговой компании «Лигал Эксперт»
Возникли вопросы? Звоните: 8 (351) 202-03-62. Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Разберем вашу конкретную ситуацию.