Сегодня предпринимателей – владельцев земельных участков серьезно волнует вопрос резкого повышения налогового бремени и арендных платежей. Такой рост обусловлен увеличением кадастровой стоимости земельных участков, которая является основной для исчисления как земельного налога, так и арендной платы по договору аренды, заключенному с органами местного самоуправления. В Челябинской области изменение кадастровой стоимости земельных участков произошло с 1 января 2012 г. Ранее в статье от 17 августа 2012 года "Кадастровая стоимость земли: можно ли платить меньше?" нами рассматривался порядок снижения налогового бремени и арендных платежей за счет изменения кадастровой стоимости.
Как мы уже писали, такая возможность в настоящее время доступна только в судебном порядке. Вопрос, который при этом неизбежно возникает: можно ли будет пересмотреть земельный налог с 1 января 2012 г., а не с момента вынесения решения суда при условии, что обращение в суд последует сейчас?
По нашему мнению, это не только можно, но и нужно делать. В противном случае нельзя говорить о восстановлении нарушенных прав налогоплательщика (и арендатора) в полном объеме. К счастью позиция Минфина по данному вопросу в пользу налогоплательщика.
В своем недавнем письме от 13 сентября 2012 г. N 03-05-06-02/65 Минфин РФ разъяснил, что в случае если кадастровая стоимость установленная субъектом РФ, признается равной рыночной, и её применение улучшает положение налогоплательщика, то данная кадастровая стоимость применяется в налоговом периоде, на начало которого установлена изменяемая кадастровая стоимость. Иными словами, если суд в текущем периоде установит кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на начало налогового периода (1 января соответствующего года), то в целях определения налоговой базы по земельному налогу новая кадастровая стоимость будет применяться ко всему налоговому периоду, т.е. с 1 января, а не с даты вынесения решения суда.
Такой вывод следует из нижеприведенных положений законодательства.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
По смыслу пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
На основании п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, если кадастровая стоимость в размере рыночной установлена на определенную дату (дату начала налогового периода), то на эту дату и должна определяться новая налоговая база по земельному налогу.
Минфин дал вполне исчерпывающие разъяснения о том, как следует применять кадастровую стоимость, установленную в судебном порядке, в целях налогообложения. Позиция, изложенная в письме, является однозначной и весьма благоприятной для налогоплательщиков. Остается проверить, как на практике налоговые органы будут реагировать на действия налогоплательщиков, желающих пересмотреть земельный налог за предыдущие налоговые периоды.
Валерий Истомин, ведущий специалист Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»
Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их по телефонам:
8 (351) 216-04-06, 261-31-11 либо по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.