После очередных почти трехлетних доработок законопроекта о банкротстве физических лиц Правительство РФ, наконец, внесло его окончательную редакцию на рассмотрение Госдумы (полное название проекта - Федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника").
Законопроект детально регламентирует банкротство физических лиц, а также корректирует существующие положения о банкротстве индивидуальных предпринимателей.
Так, Законопроектом предусмотрены формальные признаки, при наличии которых физическое лицо (индивидуальный предприниматель) может быть признано банкротом, а именно, наличие у физического лица (индивидуального предпринимателя) требований, неисполненных в течение 3-х месяцев, которые в совокупности составляют не менее 50 тысяч руб. Таким образом, законопроектом увеличен минимальный размер задолженности, при наличии которой ИП может быть признан банкротом (в настоящее время 10 тысяч рублей).
Физическое лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом. Предусмотрены случаи, когда гражданин обязан это сделать: если удовлетворение требований одного (нескольких) кредиторов приведет к невозможности исполнения обязанностей перед другими кредиторами. Кроме того, правом обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом обладают его кредиторы и налоговый орган, если имеется задолженность по налогам и сборам.
Законопроектом предлагается процедура, которая будет применяться в деле о банкротстве гражданина – реструктуризация долга. Данная процедура будет вводиться в случае признания обоснованным заявления о признании должника банкротом.
С момента введения процедуры реструктуризации долга на все требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей накладывается мораторий. Кредиторы не смогут самостоятельно удовлетворить свои требования вне процедуры банкротства. Кроме того, прекращается начисление финансовых санкций (процентов, неустоек и т.д.). Т.е, должнику дается своеобразная передышка.
Погашение требований кредиторов в рамках процедуры реструктуризации осуществляется в соответствии с планом реструктуризации долгов. Такой план должник обязан представить в течение 10 дней с момента окончания срока для включения кредиторов в реестр требований (2 месяца с даты опубликования сообщения о введении реструктуризации долгов). Непредставление плана реструктуризации в указанный срок является основанием для признания должника банкротом и реализации его имущества.
Реструктуризация долга возможна только, если должник соответствует определенным требованиям:
- имеет постоянный доход на дату представления плана;
- не признавался банкротом в течение 5 лет до текущего рассмотрения плана;
- план реструктуризации долга не утверждался в течение 8 лет до его повторного утверждения и т.д.
Гражданин также обязан уведомить кредиторов о ряде обстоятельств, таких как: привлечение его к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, о наличии неснятой или непогашенной судимости; о наличии вынесенных в отношении него решений о признании банкротом или об исполненном плане реструктуризации и т.д.
План реструктуризации долгов составляется на срок не более 5 лет и должен содержать положения о порядке и сроках погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, известных на дату направления плана. Кроме того, к плану должны прилагаться документы, содержащие перечень имущества и имущественных прав гражданина; сведения о постоянных доходах гражданина за шесть месяцев до даты представления плана реструктуризации и т.д.
Если план реструктуризации будет утвержден арбитражным судом, наступают следующие последствия:
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, за исключением требований об уплате текущих платежей, включенных в план реструктуризации долгов;
- запрещается зачет встречного однородного требования, за исключением случаев, когда это предусмотрено планом реструктуризации долгов;
- отменяются меры обеспечения требований кредиторов и интересов гражданина и др.
На процедуру реструктуризации долга может быть назначен финансовый управляющий, который будет принимать меры по выявлению и обеспечению сохранности имущества должника, проводить анализ его финансового состояния, вести реестр требований кредиторов; контролировать выполнение плана реструктуризации долгов, при необходимости оспаривать сделки должника и возвращать имущество в конкурсную массу и т.п.
Минимальный размер вознаграждения финансового управляющего составляет 10 000 руб. в месяц. Оплата вознагражденияфинансового управляющего, а также лиц, привлекаемых им для исполнения возложенных на него обязанностей, осуществляется лицом (лицами), обратившимися с заявлением об утверждении управляющего. Это могут быть и кредиторы, и сам должник.
Стоит отметить, что лицо, обратившееся с заявлением об утверждении финансового управляющего, может фиксировать максимальный размер денежных средств, которые будут затрачены на управляющего и привлекаемых им лиц.
Если арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов, либо впоследствии план отменяется в связи с не достижением планируемого результата, должник признается банкротом, а его имущество реализуется с целью расчетов с кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от обязательств перед кредиторами, в т.ч. и теми, которые не были заявлены при введении реструктуризации долгов, за некоторыми исключениями.
Последствиями признания гражданина (ИП) банкротом в редакции законопроекта являются:
- утрата права получения кредитов и займов в течение 5 лет;
- невозможность возбуждения дела о банкротстве по заявлению гражданина в течение 5 лет;
- прекращение государственной регистрации ИП и действия полученных им лицензий;
- невозможность государственной регистрации лица в качестве ИП в течение 1 года с даты признания его банкротом и др.
Одно из важных положений законопроекта – внесение изменений в ст. 25 Гражданского кодекса РФ, касающихся банкротства физических лиц. Отсутствие именно этих положений до сих пор препятствовало возможности применения процедур банкротства в отношении физических лиц.
Необходимость введения положений о банкротстве физических лиц назрела уже давно. Надеемся, что нынешнее рассмотрение в Госдуме все-таки приведет к принятию соответствующих изменений в ныне действующий закон и банкротстве и Гражданский кодекс РФ.
Попова Ольга Игоревна, управляющий Консалтинговой компании "Лигал Эксперт"