Пенсионные метаморфозы: будьте бдительны!

Сайт «Госуслуги» - чудо ХХI века, с помощью которого все граждане РФ могут контактировать с государственными органами, не отходя от персонального компьютера или телефона.

 

Определенный перечень услуг можно получить и от Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР), в частности, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по унифицированной форме СЗИ-6. С помощью этих сведений можно узнать, производит ли работодатель уплату страховых взносов, каков ваш страховой стаж, а также кто является вашим страховщиком.

Вы спросите, что за глупый вопрос про страховщика? Ну понятное же дело, что это ПФР.

…А вот и не факт!

Некоторые граждане обнаружили, что в их Сведениях СЗИ-6 появился новый раздел «Информация о страхователе» и вместо ПФР указан какой-то негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Ромашка» (наименование условное) и период, начиная с которого пенсия переведена в НПФ «Ромашка» без их ведома.

Главное отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного в том, что ПФР включен в бюджетную систему и полностью подотчетен государству, а НПФ не входит в бюджетную систему РФ и является частной компанией. Учитывая количество мошенников на финансовом рынке и динамику роста количества поданных в суды заявлений о признании должника банкротом, оснований доверять внебюджетным фондам и переводить туда пенсионные накопления не так много.

Существует немало положительно зарекомендовавших себя НПФ, в которые граждане, взвесив все «за» и «против», добровольно перевели свои накопления, но как быть, если перевод произведен в отсутствие волеизъявления страхователя?

Как это может произойти

  • При оформлении потребительского кредита банк выдвигает в качестве одного из условий предоставления денежных средств требование перевести накопления в НПФ (к сведению, такое требование является незаконным), а заёмщик подписывает документы, не разобравшись в сути вопроса.
  • Во время массовых обходов жильцов многоквартирных домов и частного сектора представителями НПФ. Представитель недобросовестно действующих НПФ предлагает перевести пенсионные накопления из ПФР и в случае получения отказа просит поставить подпись на документе, представленном как ведомость об обходе жильцов дома, а на самом деле являющимся заявлением о переводе в НПФ.

 

Перечень является популярным, но не исчерпывающим.

И что теперь делать?

Необходимо разобраться в основаниях для перевода накоплений. Документ-основание должен храниться в НПФ.

Направляем письменный запрос о предоставлении разъяснений и копий документов.   Дальнейший порядок действий зависит от того, какие документы вам будут предоставлены.

1 Вариант

Вы понимаете, что подпись на документах ваша, но не помните, как и когда их подписали, при этом поиски истины вам не интересны. В таком случае вы должны принять решение, оставить свои накопления у новоиспеченного страховщика или перевести их обратно в ПФ РФ.

Если выбираете второе, то проще и быстрее всего обратиться в ПФР через ближайший Многофункциональный центр (МФЦ) или портал «Госуслуги» с заявлением о переводе. При этом ПФР на официальном сайте предупреждает, что часть пенсионных накоплений может быть утрачена при смене страхователя чаще одного раза в пять лет. О какой конкретно сумме идёт речь, сказать сложно.

2 вариант

На документах стоит не ваша подпись, и вы намерены не просто перевести накопления обратно, а «наказать обидчика». В этом случае порядок действий может выглядеть следующим образом:

  1. Звоним или лично обращаемся в НПФ, сообщаем о выявленных вами незаконных действиях и о намерении защищать свои нарушенные права в установленном законом порядке, то есть посредством обращения в суд. Если НПФ отвечает: «Ну и удачи Вам, обращайтесь куда угодно», переходим ко второму пункту плана действий.
  2. Пишем досудебную претензию с требованием о прекращении незаконной обработки персональных данных, признании договора обязательного пенсионного страхования и заявления о переходе в НПФ недействительными, применении последствий недействительности сделки в виде обязания передать средства пенсионных накоплений в ПФР, компенсации морального вреда. Если ответа не последует в течение 30 календарных дней с момента направления претензии, переходим к третьему пункту плана действий.
  3. Обращаемся с исковым заявлением в районный суд по месту жительства, в котором излагаем те же требования, что и в досудебной претензии, и дополняем их требованием о взыскании судебных расходов (если к рассмотрению спора в суде привлечен специалист). В рамках процесса вы вправе инициировать проведение почерковедческой экспертизы, расходы на проведение экспертизы по итогу рассмотрения спора будут возложены на ответчика, в случае установления факта фальсификации. 

Высока вероятность того, что представители недобросовестного НПФ с вами свяжутся и предложат урегулировать спор мирным путём ещё на стадии претензионного порядка рассмотрения спора.  Выбор останется за вами: продолжить защищать свои интересы в суде или принять условия НПФ и отказаться от иска, или заключить мировое соглашение. В соответствии со сложившейся судебной практикой большинство подобных споров завершаются заключением мирового соглашения или отказом от иска и прекращением производства по делу.

Из изложенного следует, что свои права важно и нужно защищать, оказание противодействия недобросовестным НПФ, в конечном итоге, выгодно для страхователя. Халатное отношение к своим пенсионным накоплениям сегодня может очень некстати напомнить о себе в пенсионном возрасте, к которому рано, или поздно мы все придем.

 

Александра Тебелева,

юрисконсульт Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»

 

Возникли вопросы?  Звоните: 8 (351) 202-03-62. 

Пишите: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Разберем вашу конкретную ситуацию

 

Понравилась статья? Порекомендуйте друзьям:

Подпишитесь на нашу рассылку «Простым языком о важном для бизнеса»

Каждую неделю юридические советы и комментарии для собственников и руководителей бизнеса

Отзывы клиентов