Как использовать принцип добросовестности в договорных отношениях?

Я как юрист, практикующий более 17 лет, с воодушевлением воспринимаю реформу гражданского законодательства.

В своей практической деятельности мы часто опережали закон и судебную практику – хотели получить от суда больше, чем он на тот момент мог дать. Реформа гражданского законодательства дает реальные возможности нивелировать этот дисбаланс.

В этой связи особенно показателен последний блок поправок в ГК РФ, вступивший в силу 01 июня 2015г. Законодатель воспринял многие передовые позиции Высшего Арбитражного Суда РФ последних лет и включил соответствующие нормы в закон, что однозначно должно повлечь за собой их более широкое применение.

Принцип добросовестности сторон, который теперь на уровне закона положен в основу возникновения, изменения и прекращения обязательств, является, пожалуй, самым важным положением, позволяющим более эффективно защищать свои интересы.

Законом невозможно урегулировать все ситуации, которые возникают в практической деятельности. Однако, если мыслить категориями добросовестности, всегда можно сделать вывод о том, подлежит ли в данной конкретной ситуации защите нарушенное право, не злоупотребляет ли сторона, действовали ли она добросовестно и разумно, несмотря на то, что законом это прямо не урегулировано.

Что будет являться критерием добросовестности?

Все просто. Добросовестное поведение предполагает действие с учетом интересов другой стороны. Недобросовестно – это когда другой, обычный участник оборота в аналогичной ситуации так бы не поступил.

Как юрист могу сказать, что теперь у меня развязаны руки. Я могу в суде оперировать другими понятиями - уровня добросовестности и справедливости – теми человеческими понятиями, которыми оперируют предприниматели. Предприниматели же нормальные люди, они не могут мыслить категориями закона.

Теперь вопрос: как использовать принцип добросовестности в договорных отношениях?

Приведу пример на основе договора оказания услуг. Исполнитель по такому договору часто зависит от действий заказчика: от предоставления им информации и документов, от согласования отдельных этапов проекта и т.п. При этом услуга часто не имеет материального выражения, и исполнителю сложно доказать объем оказанных услуг.

Скажем, исполнитель выполнил определенный этап проекта и направил заказчику на согласование предварительный результат (например, раздел бизнес-плана), ждет от заказчика замечаний, предложений и т.п., чтобы завершить окончательно этот этап и двигаться дальше. А заказчик молчит. Исполнитель ему пишет, уговаривает, а заказчик либо не реагирует, либо «кормит завтраками» и то вяло.

Проект стоит. Исполнитель хотел бы денег получить, да не может, оплата в договоре привязана к завершению этапа, а направленный заказчику предварительный вариант документа явно нельзя признать таковым.

Либо другая ситуация. Исполнитель часть работы выполнил, а для продолжения ему нужны исходные данные от заказчика. Звонит, пишет, а заказчик не торопится. Не торопится неделю, две, месяцы…. Исполнитель считает убытки.

Какие условия мог бы включить исполнитель в свой договор, чтобы избежать неблагоприятных для себя последствий?

Помимо общей фразы о том, что заказчик обязуется содействовать исполнителю в достижении цели договора и конкретизации обязанностей заказчика на каждом этапе выполнения проекта, можно прямо указать, какие именно действия заказчика будут считаться недобросовестными.

Например, игнорирование заказчиком запросов исполнителя более 2-х раз подряд, несогласование представленных исполнителем документов в течение 2-х и более недель, непредставление исходных данных в течение такого-то срока и т.п.

И далее, естественно, необходимо прописать последствиянедобросовестного поведения заказчика. Например, наступление сроков оплаты соответствующей части цены договора, оплата заказчиком определенного процента от цены договора независимо от того, что результат в окончательном виде заказчику не передан. И т.п.

Учитывая принцип добросовестности сторон и свободу договора, которая в свете последних изменений в ГК РФ также приобрела реальный смысл, у исполнителя появляются все шансы отстоять свою позицию в суде.

По аналогии можно поступить в любой другой конкретной ситуации. Так что действуйте! Пересмотрите свои договорные отношения хотя бы на будущее.

О том, на что еще следует обратить внимание в ваших договорах, что можно изменить и улучшить, я расскажу на семинаре «Новые правила ГК РФ об обязательствах: практическое руководство»,

который пройдет уже на следующей неделе, 23 июля 2015 г.

Регистрируйтесь!

По телефонам: +7 (351) 216-04-06, +7 952 500-19-55, по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
На сайте: Новые правила ГК РФ об обязательствах: практическое руководство

 

Ольга Попова,
управляющий Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»

Понравилась статья? Порекомендуйте друзьям:

Подпишитесь на нашу рассылку «Простым языком о важном для бизнеса»

Каждую неделю юридические советы и комментарии для собственников и руководителей бизнеса

Отзывы клиентов