Деловой квартал – Челябинск / Декабрь 2020

Деловой квартал

 

«Банкротства, личная ответственность собственников и руководителей, споры между бывшими партнерами по бизнесу. Юридические процессы становятся сложнее и запутаннее. Быть коучем и юристом одновременно — это видеть возможности даже в самых проблемных ситуациях»

 

 

Турбулентность 2020 года отразилась на всех сферах бизнеса — и без того имеющиеся сложности, с которыми сталкивается бизнес, в этом году окрасились состоянием полной неопределенности. Чтобы эффективно защищать интересы клиента в условиях меняющегося мира, недостаточно быть просто юристом. Как в этом помогает образование коуча, можно ли найти выход из ситуаций «все проиграно», «ты — банкрот» и как сменить эмоциональное мышление на фактическое, рассказывает руководитель консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова.

Ольга Игоревна, вы занимаетесь юридическим сопровождением бизнеса и всегда можете описать текущую обстановку в бизнес-среде. Как отразился на ней 2020 год? 

— К нам все больше попадает сложных и запутанных дел. Банкротства, конфликты партнеров по бизнесу, споры с госзаказчиками по 44-ФЗ, неоднозначные споры из договоров подряда, налоговые проверки… Зачастую приходят с ситуациями, когда уже все проиграли или зашли в тупик. А в этом году появились случаи, когда история напоминает «запутанный клубок», и кажется, что юридического механизма решить проблему клиента просто нет. И это при том, что решение «нерешаемых» задач для нас является по сути обычным делом. Как мне представляется, такая тенденция объясняется, в первую очередь, нашим развитием – к нам приходят такие задачи, которые соответствуют уровню наших компетенций на данном этапе плюс небольшой вызов, чтобы развитие не останавливалось)).    

Что вы делаете в таких случаях?

— Применяю коучинговый подход - то, чему научилась за последние четыре года и продолжаю учиться. Коучинг - это профессиональное партнёрство с клиентом, в результате которого клиент создает значимые для него изменения в личной и профессиональной сфере. Коучинг способствует развитию осознанности и помогает выходить за рамки привычного мышления.

У каждого клиента — собственная картина мира. И свою проблему он преподносит под тем углом, под которым видит, со своей эмоциональной окраской, со своими страхами и опасениями. Он ставит юристу задачу, но далеко не всегда сам верно ее определяет. И тут важно разглядеть реальную картину, которая кроется за рамками эмоционального восприятия. Если мы будем решать задачу не из позиции нейтрального наблюдателя, а из картины мира клиента, то лишь присоединимся к его эмоциональным переживаниям и не достигнем результата. А значит, нужен полный анализ ситуации, понимание, как она связана с другими областями жизни клиента, что он думает о себе и своей ситуации. Комплексное видение дает возможность найти решения, которые на первый взгляд даже не просматривались.

То есть, юрист становится психологом?

— Коучинг основан на психологии, но это не психология, его возможности гораздо шире. Это техника решения жизненных задач за счет смены парадигмы мышления. Клиент, который приходит к нам со своей проблемой, априори находится в состоянии стресса, а то и депрессии. Самая распространенная причина – состояние неопределенности: и что теперь будет? как я с этим справлюсь?  Фокус внимания на проблеме сильно выбивает из колеи, влияет на бизнес, отношения в семье и пр. И надо понимать, как с этим работать.

С одной стороны, как юристы мы добавляем клиенту уверенности, раскладывая по полочкам юридическую составляющую ситуации. С другой стороны, как коуч я помогаю по-другому на нее посмотреть.  Чувства, которые руководят нами в сложной ситуации (злость, обида, желание отомстить, восстановить справедливость), не только не приближают к результату, а наоборот, отдаляют от него, порой делая достижение результата невозможным. И в этом году постоянно приходилось работать с сознанием клиента именно в этом формате.

Но ведь для успеха судебного процесса вряд ли достаточно сказать: перестань переживать…

— Конечно. Речь идет о партнерстве клиента и юриста. В центре любой ситуации, особенно конфликтной, стоит человек. Без самого человека невозможно разрешить ситуацию. Это все равно, что лечить больного, который не хочет выздоравливать.  Если мы будем искать юридические механизмы решения задачи, а клиент в это время обвинять оппонента в недобросовестности и сетовать на несправедливость системы, мы не достигнем результата.

Это к вопросу принятия ситуации. Ситуация уже случилась, это факт. Если уходим в оценку, мы начинаем сопротивляться, и мозг блокирует решения. Тогда в чем смысл оценки?

Принятие – не означает согласие с тем, что делает другой человек. Принятие – это признание права другого человека быть таким, какой он есть. Оппонент имеет право высказать свою позицию в том виде, в котором хочет. Суд имеет право вынести решение, как он его видит. И если переходим от эмоционального мышления к фактичному, мозг удивительнейшим образом начинает работать на результат: «Да, я принимаю ситуацию как есть, потому что не могу изменить этот факт. И тогда, что я хочу прямо сейчас, исходя из случившегося факта? Как я могу двигаться дальше?»

Когда клиент принимает ваши правила игры, это отражается на успешности процесса?

— Однозначно. Это очень сильно влияет на процесс и на решение задач. В этом году было несколько совершенно фантастичных случаев, когда мы получали вау-результат, на который не рассчитывали. При этом бывали и сложности, когда клиент даже выставлял претензии.

В таких ситуациях вопрос всегда к себе. Ты не можешь изменить клиента, но можешь изменить себя и свое отношение к ситуации. И через работу с собой я меняла то, что происходило в наших отношениях с клиентом. Я была уверена, что идем правильным путем, но понадобится несколько последовательных шагов.  И когда клиент эмоционально по-другому посмотрел на ситуацию и перестал сопротивляться, мы всего за одно судебное получили нужный нам результат.

С другим клиентом мы обсуждали, что положительным результатом нашей работы будет снижение взысканной суммы убытков хотя бы до 10 млн. рублей. Параллельно поговорили по поводу самой ситуации и отношения клиент к ней. Итоговый результат был фантастичным даже для меня. Удалось отбить полную сумму убытков. Примечательно, что в таких волшебных случаях мы часто получаем в качестве бонуса еще и замечательно отписанный судебный акт.    

Подобных историй было много в этом году. Стоило сместить фокус внимания клиента с проблемы на решение, и открывались двери возможностей. Нужно было только вовремя ими пользоваться! Год вообще, по моим ощущениям, был очень развивающим. Лично для меня он создал множество продвигающих ситуаций, которые я успешно решала через глубокую внутреннюю работу над собой.

Немногие люди склонны столь позитивно отзываться о 2020-м, все-таки пандемия наложила на все отпечаток.

— В любой ситуации мы всегда сами выбираем, что видеть – проблемы или возможности. Пандемия – это тоже факт. И честно, в апреле у меня была небольшая растерянность. Мы просели, в голове крутились мысли, что сейчас мои клиенты не смогут нам заплатить, а у меня же есть обязательства, как у руководителя компании. Наступил май, и вдруг пришло осознание: «Интересно, ты говоришь, что Вселенная изобильна и при этом думаешь, что твои клиенты не смогут тебе заплатить. Это как?». После этого стало все по-другому. И в этом году наш финансовый результат лучше, чем в прошлом.

Из позитивного: благодаря ограничениям по коронавирусу в этом году большое развитие получили онлайн-форматы работы. Участие в судебных заседаниях посредством видеоконференцсвязи – далеко не новость. А вот online-заседания – это фишка нового времени. Такая возможность появилась в арбитражных судах уже с мая, и мы с удовольствием ею пользуемся. Из Челябинска крайне неудобно ездить в судебные заседания по городам России. Недавно была, к примеру, поездка в Сыктывкар – так это целое приключение на несколько дней с пересадками. А участие в онлайне помогает сэкономить ресурсы. Качество нисколько не страдает. Формальности все соблюдены. Доступ осуществляется с ноутбука или компьютера специальным образом через сайт Госуслуг. Очень удобно. Сидишь на своем рабочем месте и общаешься с судом.

То же самое касается обучения. В этом году я получила опыт чтения лекций в онлайне, и сама выступала в роли ученика на нескольких онлайн-курсах.  

Вы упомянули, что все ситуации прорабатываете «внутри себя». То есть коучинг работает на всех уровнях?

— Коуч может быть эффективным, только если он сам живет принципами коучинга, постоянно развивается и повышает собственную осознанность. Одна из компетенций коуча – коуч воплощает коучинговое мышление.

Только меняя себя, мы можем изменить мир вокруг. Если я сама не прожила какой-то опыт, я не могу учить этому клиентов, сотрудников, своих близких. Зато, пройдя путь собственного глубокого осознания, я вижу те процессы, которые у них происходят и могу их в этом поддержать.  При этом я не прекращаю обучаться и совершенствовать свои коучинговые навыки.  И этот год стал для меня прямо рогом изобилия. Кстати, это тоже были «двери возможностей».

Я давно мечтала прослушать лекции Мэрилин Аткинсон, основателя и президента Международного Эриксоновского Университета, но ее тренинги не часто бывают в России. В этом году планировался замечательный курс «9 навыков эмоциональной компетентности». Сначала его отменили из-за пандемии, а потом перенесли в онлайн. И мне удалось принять участие. Второе потрясающее обучение этого года – тренинг «Космология ума» Питера Стефани, доктора философских наук, коуча и тренера, предпринимателя и квантового физика. Вот уж точно выход мышления за все мыслимые пределы.  Параллельно начала и уже успела закончить, сдав экзамен и получив сертификат, курс «5 призм в работе коуча». Это авторский курс по эффективной работе с конфликтами, эмоциями, убеждениями и поведением клиента от коучей уровня MCC (высший уровень квалификации по стандартам Международной федерации коучинга) Ольги Рыбиной и Юрия Мурадяна, который невероятно меня продвинул.

И сейчас я уже начала обучение на следующем курсе, который позволит мне сдать на международную сертификацию уровня PCC (профессиональный сертифицированный коуч).   

Зачем мне все это? Кроме того, что коучинг – это постоянное личностное развитие, в его подходах я нашла очень много близкого с юридическим консалтингом в том понимании, каким консалтинг должен быть, чтобы приносить максимальную пользу клиенту.  Сейчас недостаточно быть просто юристом. Мы отличаемся тем, что работаем с человеком, а не с проблемой. И коучинговые подходы невероятно обогащают нашу практику и расширяют возможности для решения клиентских задач.

И когда ты слышишь от клиентов: «С вами поговоришь, и жизнь становится лучше!», это еще больше мотивирует к дальнейшему развитию.


Возникли вопросы? 

Звоните: 8 (351) 202-03-62 

Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Разберем вашу конкретную ситуацию!