Федеральным законом от 29.07.2017 № 274-ФЗ внесены изменения в ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в ст.ст. 245, 246 Кодекса административного судопроизводства РФ и ст. 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

1. Муниципалитетам разрешили оспаривать в суде решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка, являющегося собственностью гражданина или юридического лица, в случаях существенного снижения такой стоимости в результате ее оспаривания. Ранее муниципалитеты имели право оспаривать решение комиссии только в отношении земельных участков, находящихся в их собственности.

Соответствующие изменения законодатель внес на основании постановления Конституционного суда РФ от 5 июля 2016 г. № 15-П. КС РФ признал неконституционными положение части первой статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в той мере, в какой оно препятствовало органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в частной собственности, если его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, поскольку таким образом затрагивались права муниципальных образований на получение налоговых отчислений в местный бюджет. Правда, критерии существенности ни законодатель, ни КС РФ не определили.

Сказанное означает, что если правообладателю земельного участка удалось значительно снизить в комиссии кадастровую стоимость своего земельного участка, то история на этом может не закончиться. Не исключено, что муниципалитет захочет оспорить полученное решение, и стороны встретятся в суде. Правда, практика показывает, что последнее время в комиссии все труднее получить значительное снижение стоимости. Нормой является снижение не более чем на 30 %, поэтому риск оказаться в суде по инициативе муниципальных властей не столь уж велик. Скорее наоборот, правообладателю приходится оспаривать несправедливое, по его мнению, решение комиссии.

2. При обращении в суд теперь не требуется представлять нотариальные копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, достаточно представить обычные копии. Это избавляет заявителя от лишних временных и финансовых затрат. При этом для обращений в комиссию требование о нотариальном заверении документов сохранилось.

3. Вместо кадастровой справки теперь нужно представлять выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.

4. Экспертное заключение СРО на отчет оценщика об определении рыночной стоимости объекта недвижимости не требуется представлять уже с июня 2016 г. Однако положения Кодекса административного судопроизводства РФ привели в соответствие с уже действующими правилами только сейчас.

5. Напомним также, что с 1 января 2017 г. юридическим лицам не требуется соблюдать досудебный порядок урегулирования споров при оспаривании кадастровой стоимости. Соответствующее правила введены ч. 1 ст. 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке», однако применяются они только к оспариванию кадастровой стоимости, установленной после 1 января 2017 г. В настоящее время в Кодексе административного судопроизводства РФ скорректирован процессуальный порядок обращения в суд с учетом правил ч. 1 ст. 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Изменения действуют с 10 августа 2017 г.

Управляющий

Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»

Ольга Попова

Возникли вопросы? Звоните: 8 (351) 202-03-62. Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Разберем вашу конкретную ситуацию