С интересной законодательной инициативой выступил недавно Верховный Суд, внеся в Госдуму законопроект о совершенствовании примирительных процедур.

Новые процедуры предлагается ввести параллельно в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Изменения вносятся во все процессуальные кодексы: Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства.

На сегодняшний день действуют 2 примирительные процедуры: медиация, предполагающая внесудебное урегулирование с участием посредника - медиатора, и мировое соглашение, которое может быть заключено на любой стадии судебного разбирательства.

Верховный Суд предлагает расширить количество примирительных процедур. Если законопроект будет принят, то урегулирование споров будет осуществляться путем переговоров, сверки документов, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Остановимся на новых процедурах.

Переговоры

Переговоры в целях урегулирования спора будут осуществляются на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры будут проводиться в обязательном порядке.

Это означает, что в договоре можно будет изначально заложить условие, обязывающее стороны в случае возникновения разногласий сесть за стол переговоров до момента обращения в суд. Включая такое условие в договор, целесообразно будет также прописать порядок проведения переговоров и оформления их итогов.

При этом стандартная фраза «В случае возникновения разногласий споры разрешаются путем переговоров», которую сейчас можно встретить в большинстве договоров, приобретет реальный смысл, и сторонам действительно придется садится за стол переговоров прежде, чем обращаться в суд.

Сверка документов

Будет осуществляться в рамках судебного разбирательства по инициативе суда, если сторона не представит заблаговременно доказательства по делу в суд и другим участникам процесса, и при этом суд придет к выводу, что изучение этих документов сторонами может позволить урегулировать спор. Суд сможет на срок до 1 месяца отложить судебное заседание и предложить сторонам провести сверку документов.

Судебное примирение

Примирительная процедура с участием судебного примирителя. Может быть использована на любой стадии судебного процесса, включая исполнение решения суда.

Судебным примирителем может выступать судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

Список судебных примирителей утверждается Пленумом ВС РФ.

Кандидатура судебного примирителя будет определяться по взаимному согласию сторон и утверждаться определением суда.

Судебное примирение осуществляется в срок, определенный судом. При этом судья вправе контролировать процесс, запрашивая информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 календарных дней.

Результатами примирения, могут стать, в частности:

1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;

2) частичный или полный отказ от иска;

3) частичное или полное признание иска;

4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);

5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;

6) соглашение по обстоятельствам дела;

7) подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.

Помимо сказанного, законопроект предусматривает более детальное регулирование вопросов заключения мирового соглашения. В частности, указывается, что мировое соглашение может содержать положения, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства, а также разрешать вопрос распределения судебных расходов.

Третьи лица смогут выступать участниками мирового соглашения в тех случаях, когда на них возлагается исполнение обязательства, либо они являются лицами, управомоченными принять исполнение.

Суд не вправе менять условия мирового соглашения. Однако, если какие-то условия будут противоречить закону, суд предложит сторонам их исключить или изменить.

С учетом увеличения роли примирительных процедур истец при обращении с иском в суд должен будет указать сведения о предпринятых сторонами действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались, с приложением подтверждающих документов. В свою очередь ответчик в отзыве также должен будет указать сведения о предпринятых им действиях по примирению и изложить свое мнение о возможности примирения сторон.

В целом законопроект направлен на повышение эффективности инструментов мирного урегулирования споров. В пояснительной записке ВС РФ приводит неутешительную статистику относительно разрешения конфликтов при помощи процедуры медиации. За период с 2011 по 2017 год к медиации обращались в судах общей юрисдикции при рассмотрении порядка 0,008 % дел, в арбитражных судах - около 0,002 % дел.

Принятие закона позволит не только оптимизировать судебную нагрузку, но и будет способствовать снижению конфликтности, укреплению социальных и деловых связей, становлению и развитию партнерских отношений, формированию уважительного отношения к закону, а также повышению правосознания и социальной активности.