Средства индивидуализации юридического лица относятся к категории интеллектуального права. В мире много плагиата: книги, статьи, сюжеты, музыкальные треки и т.д. Сфера маркетинга не исключение. «Паразитарная конкуренция» и использование чужого бренда - наиболее распространенные случаи в мире бизнеса. Более подробно о том, что такое средства индивидуализации и как они защищаются юридически, мы расскажем в блоке статей.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица.

Нормы ГК РФ предъявляют определенные требования для фирменного наименования, такие как: указание на организационно-правовую форму, полное наименование на русском языке и т.д.

Однако предметом данной статьи будет не то, как правильно «называть» юридическое лицо, а то, как это наименование защитить.

При создании юридического лица очень важно выбрать «правильное» фирменное наименование, ведь это «лицо» организации – первичный индивидуализирующий признак хозяйствующего субъекта. В дальнейшем именно фирменное наименование будет отражать деловую репутацию, заработанную в течение длительного и кропотливого труда.

К сожалению, многие субъекты предпринимательской деятельности в погоне за быстрыми доходами прибегают к нарушениям прав других хозяйствующих субъектов. Одним из таких нарушений является «паразитарная конкуренция».

Паразитарная конкуренция - вид недобросовестной конкуренции в сфере исключительных прав на средства индивидуализации, который представляет собой действия хозяйствующих субъектов, направленные на использование в целях продвижения собственных товаров или услуг достижений и деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, индивидуализации его предприятия, производимых им товаров, оказываемых услуг[1].

Иными словами паразитарная конкуренция представляет собой совершение конкурентом каких-либо недобросовестных действий, направленных на использование промышленных или коммерческих достижений другого лица в собственных целях без внесения существенных изменений в оригинальные достижения.

ГК РФ запрещает использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее (п.3 ст. 1474 ГК РФ).

Именно фактическое осуществление аналогичных видов деятельности создает реальную угрозу смешения различных производителей и поставщиков товаров (услуг) в глазах потребителя при условии тождественности их наименований.

Аналогичность видов деятельности определяется судом исходя из позиции среднего потребителя товаров и услуг, адресата соответствующей деятельности. При этом учитывается, возможно ли смешение видов деятельности истца и ответчика в глазах такого потребителя.

Предполагается, что деятельность истца и ответчика, охватываемая одним подклассом экономической деятельности по ОКВЭД, в глазах потребителя является аналогичной, если не доказано иное восприятие потребителем конкретных видов деятельности истца и ответчика.

Защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.

Для защиты своего исключительного права на фирменное наименование существует два способа: судебный и административный.

В случае обращения за защитой права на фирменное наименование в судебные органы, правообладатель может требовать от ответчика:

- прекращения использования фирменного наименования при ведении определенной деятельности;

- внесения изменений в учредительные документы путем исключения из фирменного наименования определенного словесного обозначения;

- возмещения убытков, причиненных незаконным использованием фирменного наименования;

- признания права на фирменное наименование;

- публикации решения суда о допущенном нарушении и др.

Если же правообладатель не желает тратить время и средства на судебные разбирательства, то он может обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, т.е. воспользоваться административным способом защиты.

В данном случае антимонопольный орган может вынести предписание и обязать нарушителя прав:

- прекратить и не допускать в дальнейшем нарушения ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;

- прекратить и не допускать в дальнейшем нарушения ч. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, выражающегося в совершении действий (бездействия), которые способны вызвать смешение с деятельностью, товарами и услугами другого участника делового оборота.

Кроме того, в силу ст. 14.33 КоАП РФ на нарушителя исключительных прав юридического лица может быть наложен административный штраф как судом, так и антимонопольным органом.

В настоящее время недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов, направленное на получение материальных благ встречается все чаще. Нарушители хотят нажиться за счет средств индивидуализации и деловой репутации добросовестного участника оборота. Интеллектуальная составляющая занимает все более значительной место в осуществлении предпринимательской деятельности и поэтому необходимо правильно и своевременно защищать свои исключительные права.

______________________

1 Новоселова Л.А. "Паразитический" маркетинг: основные симптомы и методы борьбы / Л.А. Новоселова // Журнал Суда по интеллектуальным правам, 2015. № 8. С. 22.

 

Возникли вопросы? Звоните: 8 (351) 202-03-62.

Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Разберем вашу конкретную ситуацию

Даниил Тюпич,

помощник юрисконсульта

Консалтинговой компании «Лигал Эксперт»